Новости Октябрьской дороги

08.05.2019|14:00

Железнодорожные хроники Великой Отечественной войны: Кировская магистраль в эпицентре перевозок

С началом Великой Отечественной войны Кировская железная дорога стала прифронтовой. Такое положение, с одной стороны, позволяло подвозить воинские грузы максимально близко к расположению войск, а с другой – подвергало дорогу опасности массированных налетов авиации противника, который всеми силами пытался вывести её из строя, чтобы сорвать переброску резервов на Карельский фронт, нарушить снабжение войск и отрезать незамерзающий Мурманский порт от центра страны. Магистраль подвергалась систематическим бомбардировкам, в её район засылались подрывные диверсионные группы. За годы войны на дорогу было совершено 2800 воздушных налётов и сброшено более 90 тысяч авиабомб. К примеру, только за лето и осень 1941 года на Кемское отделение дороги немцы сбросили 2182 бомбы и совершили 274 налета.

Война стала тяжелым испытанием для тружеников железнодорожного транспорта. Несмотря на то, что железнодорожники, обеспечивающие непрерывную работу дороги, несли огромные потери, их ничто не могло остановить. Так, по воспоминаниям ветеранов-железнодорожников, особым мужеством отличались машинисты паровозов: они работали ночами по 10-12 часов (паровозы выходили только в темное время суток, а составы шли без огней), выводили поезда из-под бомбежек, точно в срок доставляя грузы к месту назначения.

На стальной магистрали самоотверженно трудились и женщины, заменив ушедших на фронт мужчин. С рабочих мест люди не уходили до тех пор, пока не была выполнена, или даже перевыполнена, норма. По воспоминаниям Екатерины Виноградовой, ведущего технолога Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций, одной из представителей династии Максимовых-Петровых-Горячевых-Виноградовых, чей общий трудовой стаж работы на железной дороге насчитывает 196 лет, ее бабушка по материнской линии, Серафима Ефимовна Максимова, до войны работала в Петрозаводском паровозном депо на строгальном аппарате и могла выполнять норму на 400 и более процентов, работая на двух станках одновременно. Такие навыки ей очень пригодились во время войны, когда она трудилась в Сегеже в спецмастерских по изготовлению деталей для автоматов.

Благодаря нечеловеческим усилиям и самоотверженному труду железнодорожников, Кировская магистраль продолжала функционировать на протяжении всех военных лет. Она помогла сохранить связь Карельского фронта с тылом и обеспечить бесперебойную работу важнейшей транспортной артерии Севера, с каждым днем приближая страну к долгожданной победе.

 

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1