Новости Октябрьской дороги

22.07.2004|10:45

Вся жизнь Мельникова П.П. была посвящена железнодорожному транспорту, науке и технике, заботе о кадрах для транспорта.

Мельников Павел Петрович – один из основоположников железнодорожного дела в России, автор первой книги «О железных дорогах» (1835). Инженер-генерал, профессор прикладной математики, почётный член РАН, член Государственного Совета, Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, министр путей сообщения с 1865 по 1869 гг., Мельников П.П. справедливо считается значительной личностью в истории железнодорожного транспорта России, поскольку его вклад в развитие железных дорог неоспорим.

Павел Петрович Мельников окончил Институт Корпуса инженеров путей сообщения в 1825 г., в котором остался преподавать; с 1833 года назначен профессором прикладной математики. Одновременно преподавал также в Петербургском артиллерийском училище и Институте горных инженеров. Обширные знания применялись на практике: работал по улучшению водных путей сообщения России - в 1826 г. составил проект «улучшения» волховских порогов, расчистка которых произведена в этом же году с устройством на реке Волхов «водо-стеснительных» плотин; в 1830 г. заведовал работами по улучшению судоходства на Кокегузенских порогах реки Западная Двина и проводил изыскания по соединению Западной Двины с Ловатью. Также Мельников П.П. является одним из авторов проекта строительства железнодорожной магистрали Петербург – Москва, в 1842-1851 гг. он возглавлял Северную Дирекцию строительства этой магистрали; проводил изыскания для строительства железной дороги от Москвы до Чёрного моря.

В 1858 г. Мельников П.П. назначен членом Совета Главного управления путей сообщения и главным инспектором частных железных дорог, с 11.10.1862 г. – Главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. В 1862 году Мельников П.П. внёс на рассмотрение Комитета министров проект сети железных дорог, который был опубликован в журнале Министерства путей сообщения, а после обсуждений и внесения дополнений проект был утверждён.

В 1869 г. состоялся первый общий съезд представителей русских железных дорог, на котором было принято решение о введении прямого пассажирского и товарного сообщения на всей территории России. За время управления Мельниковым П.П. Ведомством путей сообщения (которое он переименовал из Главного управления путей сообщения в Министерство путей сообщения в 1865 г.) сеть российских железных дорог увеличилась на 7062 км. Мельников усовершенствовал управление путей сообщения, при нём были переданы в другие ведомства учреждения, не имеющие прямого отношения к железным дорогам, сухопутным и водным путям.

Помимо внесения конструктивных изменений в железнодорожную инфраструктуру, Мельников П.П. проводил ряд мероприятий по улучшению подготовки кадров: в 1864 г. Институт инженеров путей сообщения был преобразован в открытое гражданское учебное заведение; с 1867 г. военная организация Корпуса инженеров путей сообщения преобразована в гражданскую; в г. Елец открыть первое железнодорожное техническое училище, явившееся прототипом профессионально-технических училищ и техникумов.

20.04.1869 г. Мельников П.П. по болезни был освобождён от должности министра путей сообщения и назначен членом Государственного Совета.

Вся жизнь Мельникова П.П. была посвящена железнодорожному транспорту, науке и технике, заботе о кадрах для транспорта. Последние годы своей жизни Мельников провёл в Любани, где на его личные средства были построены школа-интернат для детей железнодорожников, дом-приют для престарелых и железнодорожную церковь на станции Любань. В 1880 году Мельников П.П. скончался и был погребён под сводами этого храма.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1