Памятники Волховстроевского региона

Волховстроевский
регионПрорыв блокады Ленинграда в городе Волхове был встречен с восторгом – 18 января около полуночи диктор торжественным голосом передал по радио сообщение Совинформбюро:

"На днях наши войска, расположенные южнее Ладожского озера, перешли в наступление против немецко-фашистских войск, блокировавших Ленинград. Прорвав долговременную укрепленную полосу противника глубиной до 14 километров и форсировав реку Неву, наши войска в течение семи дней напряженных боев, преодолевая исключительно упорное сопротивление противника, заняли: город Шлиссельбург, крупные укрепленные пункты Марьино, Московская Дубровка, Липки, рабочие поселки № 1,2,3,4, 5, 6, 7,8, станцию Синявино и станцию Подгорная. Таким образом, после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым ПРОРВАЛИ БЛОКАДУ ЛЕНИНГРАДА!"

В паровозном депо прошел многолюдный митинг, на котором железнодорожники обязались сделать все возможное, чтобы доставлять Ленинграду еще больше грузов.

В Волхове прошло 62 многолюдных митинга, посвященных прорыву блокады Ленинграда. Воодушевленные успехами Рабоче-Крестьянской Красной Армии, 3117 рабочих, инженерно-технических работников и служащих Волхова дополнительно внесли в фонд обороны 419531 рубль, на которые можно было построить шесть самолетов-истребителей.

На железнодорожном узле вышел бюллетень газеты "Голос ударника" в количестве 250 экземпляров с текстом Совинформбюро "В последний час". Митинг был проведен и среди эвакуированных ленинградцев, которые на станции Волховстрой-1 ожидали отправления в глубокий тыл.

Государственный Комитет Обороны принял решение в кратчайшие сроки построить железнодорожную линию Поляны – Шлиссельбург и мосты через реки Неву и Назию. На все отводилось 20 дней. Эта задача была возложена на Управление военно-восстановительных работ (УВВР-2), железнодорожные войска фронта и спецформирования НКПС.

Работали круглые сутки и 33-километровый участок Поляны – Шлиссельбург с промежуточными станциями Липки и Междуречье был построен за 18 дней. Деревянный мост через Неву был сооружен за 13 дней. В феврале и марте еще шли ожесточенные бои, но "Дорога Победы", как ее назвали ленинградцы и волховчане, уже начала действовать. Но подвоз грузов по ней был крайне затруднительным из-за близости фронта. В феврале – марте в Ленинград проследовало всего 126 поездов, в обратном направлении – 138. В этот период большая часть грузов перебрасывалась по льду Ладожского озера по военно-автомобильной дороге, которую и в Ленинграде, и в Волхове называли Дорогой жизни.

С февраля 1943 года по февраль 1944 от Волховстроя до Ленинграда и обратно было проведено 4700 поездов. В среднем ежесуточно волховстроевские железнодорожники доставляли в Ленинград 15-20 тысяч тонн грузов.

В книге "Железнодорожники в Великой Отечественной войне", изданной в Москве в 1985 году, рассказывается, в каких условиях работали в те годы волховстроевские железнодорожники, в том числе и путейцы, которых возглавлял Александр Ильич Рыков: "В последние дни апреля фашисты остервенело бомбили станцию Волховстрой и подходы к ней...В мае массовые налеты продолжались. При каждом налете выводились из строя пути. Но восстановители работали неустанно и перерывов в движении поездов длительностью более двух часов практически не допускали. В Наркомате путей сообщения следили за положением дел в этом важнейшем для Ленинграда узле. Своевременно оказывалась помощь в быстрейшем восстановлении разрушенных объектов. Восстанавливали пути обычно сами железнодорожники под руководством начальника дистанции пути А. И Рыкова. Только при очень больших разрушениях привлекались воинские части".

Немецкое командование решило стереть с лица земли Волховстроевский железнодорожный узел. Именно на 1943 год приходятся самые ожесточенные бомбардировки. Диверсионные группы противника проникали в тыл и взрывали железнодорожное полотно, чтобы приостановить продвижение поездов в сторону Ленинграда.

На станции Волховстрой при исполнении служебного долга погибло свыше сорока человек. Только 15 мая 1942 года этот коллектив за одну рабочую смену потерял убитыми 15 человек. Заслуги волховстроевских железнодорожников были высоко оценены правительством и народным комиссаром путей сообщения. Свыше 600 работников паровозного отделения в 1943 году были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Осенью 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства в трудных условиях Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Социалистического Труда 127 железнодорожникам страны. Среди них был и начальник Волховстроевской дистанции пути А.И. Рыков. В торжественной обстановке награда ему была вручена в Вологде в управлении Северной железной дороги.

 

Памятная доска В.М. Виролайнену
Памятная доска В.М. Виролайнену
Памятник-паровоз ЭУ-708-64
Памятник-паровоз ЭУ-708-64
Памятник-паровоз
Памятник-паровоз
Мемориал, посвященный Васильеву Д.И.
Мемориал, посвященный Васильеву Д.И.
Паровоз Эр 711-11, установленный в честь 100-летия со дня образования локомотивного депо Бабаево
Паровоз Эр 711-11, установленный в честь 100-летия со дня образования локомотивного депо Бабаево
screenRenderTime=2