Вокзальный комплекс

Балтийский вокзал

Известный петербургский банкир А. Л. Штиглиц добился разрешения у российского правительства на собственные деньги построить новую железнодорожную ветку Петербург – Петергоф протяжённостью 28 км. Она была открыта летом 1857 года. К этому времени был построен Петергофский вокзал в Петербурге, который в 1873 году переименовали в Балтийский. Проект и само строительство осуществил профессор архитектуры А. И. Кракау. Для этой цели барон Штиглиц денег не пожалел и архитектор постарался, чтобы здание выглядело монументально. Вокзал возведён в стиле ренессанс, а его прототипом стал знаменитый Восточный вокзал в Париже. Комплекс Балтийского вокзала получил удачную привязку — он отнесен вглубь от набережной Обводного канала.

21 июля 1857 года после торжественного пуска Балтийского (Петергофского) вокзала первые 300 человек отправились в дорогу, и через 1 час 11 минут благополучно прибыли в Петергоф.

В 1870-е годы были изменены интерьеры вокзала в пределах существовавших капитальных стен.

В 1931-1932 годах Балтийский вокзал претерпел реконструкцию с целью увеличения пропускной способности. Из-под купола убрали железнодорожные пути, что освободило большую площадь для размещения пассажиров. В результате реконструкции изменился и общий вид здания.

Балтийский 380В январе 1933 года закончилась электрификация линии и от Балтийского вокзала в пригороды Ленинграда пошли электрички.

Война прервала движение электропоездов на четыре года и десять месяцев. После восстановительных работ в 1955 года, вплотную к левому крылу вокзала пристроили наземный павильон станции метрополитена "Балтийская".

В марте 2001 года Балтийский вокзал был взят под охрану государства, и тогда же началась очередная реконструкция, которая завершилась к 300-летию Петербурга.

25 мая 2003 года вокзал был открыт. Были заново отделаны все помещения, заменены инженерные сети. Была произведена замена витража главного фасада, витражной аркады, отреставрированы флигели, смонтирован новый витраж светового зала. После замены перекрытий и реконструкции дебаркадера вокзал стал теплым. Были сделаны гранитные полы, заменено освещение всех платформ, восстановлены все фасады. Павильоны, выполненные в стиле классицизма, расположились по обеим сторонам здания. Ротонды с колоннами бледно-желтых тонов и пастельных оттенков украсили здание и прилегающую площадь. Отремонтированы чердачные и служебные помещения, перестроен кассовый зал, обновлена лестница центрального входа, отремонтирована терраса. Вокзал оснастили автоматической пожарной сигнализацией.

Каждый день от перронов Балтийского вокзала отправляется свыше 100 электропоездов, в которых к фонтанам Петродворца, в парки Гатчины и другие места отдыха уезжает почти 40 тыс. человек (около 13 млн в год). По объему пригородных перевозок Балтийский вокзал занимает второе место после Финляндского.

Модернизация вокзала 

В 2017 году начаты работы по модернизации здания вокзала, привокзальной площади и пять платформ. Обновлены инженерные сети вентиляции и освещения, обновлена система пожарной сигнализации. Установлено 137 датчиков и 53 аудиооповестителя. Произведено асфальтирование пяти платформ, реставрационные работы входной группы вокзала. Переуложена мраморная плитка и брусчатка. Отреставрированы фонарные столбы перед центральным входом. Благоустроена привокзальная территория. Общая площадь вокзала составляет 9 532,6 кв.м, площадь прилегающей территории 19 975 кв. м.

Произведен ремонт 11 кассовых окон в кассовом зале. Установлено две кассы для маломобильных пассажиров с оборудованием для слабослышащих (одна касса для пассажиров дальнего следования и одна касса для пригородных пассажиров), а также установлено 32 автомата для приобретения пригородных билетов. Отремонтированы помещения досмотровой зоны, медпункта, выполнен ремонт санитарных комнат (две санитарные комнаты, в том числе 10 мужских кабин, 10 женских кабин, две детских и одна для маломобильных пассажиров).

Для хранения ручной клади и багажа на вокзале установлены 9 секций на 27 ячеек автоматических камер хранения. В двух залах ожидания установлены новые мягкие сидения, 27 модулей по пять кресел в каждом. Установлены семь электронных табло и навигационные указатели.

Особый акцент в модернизации вокзального комплекса был сделан на обеспечении транспортной безопасности на вокзале: установлено 120 камер видеонаблюдения. Две входные зоны вокзала оборудованы 6 рамками металообнаружителей и 4 рентгеновскими установками. На вокзальном комплексе установлено 19 тревожных кнопок. Общая пропускная способность вокзала составляет 2 500 человек в час. Общая численность работников, задействованных для обеспечения транспортной безопасности - 72 человека.

Для безопасного, быстрого и удобного передвижения маломобильных пассажиров вокзал оснащен 5 пандусами на входе и выходе из вокзала, в залах ожидания и медицинском пункте. В залах ожидания для маломобильных пассажиров оборудованы отдельные зоны для отдыха и ожидания поезда. Оборудованы две специализированные санитарно-гигиенические комнаты, в медицинском пункте имееется санитарная комната для маломобильных пассажиров.

На вокзале для оказания первой медицинской помощи оборудован медицинский пункт площадью 101 кв. м.

Балтийский вокзал является транспортно-пересадочным узлом города и соединяет железнодорожный транспорт пригородного сообщения и городской транспорт: автобусы, троллейбусы, метро, такси. Пассажиропоток вокзала в день более 15 тыс. человек, а в год около 5 млн человек.

Балтийский вокзал обслуживает пассажиров по следующим пригородным направлениям: Лигово, Новый петергоф, Краснофлотск, Красное Село, Псков и др.

Витебский вокзал

Летом 2014 года исполнилось 110 лет со дня постройки этого вокзала. Он стал первым в истории развития железнодорожного транспорта, где сначала появилось невзрачное деревянное здание, откуда 30 октября 1837 года под звон колокола "имел место быть первый железнодорожный рейс". 

Первый вокзал в России, называвшийся ранее Санкт-Петербургским и Царскосельским, пережил на своем веку немало. Временное здание, открытое 30 октября 1837 года – имело, по отзывам "весьма неприглядный вид".

Новое двухэтажное каменное здание вокзала было возведено рядом со старым зданием станции в 1849-1851 годах по проекту архитектора К.А.Тона. Уже через два десятилетия вокзал снова был перестроен и просуществовал до начала ХХ века, когда стало очевидно, что и он нуждается в расширении и реконструкции.

В январе 1900 года Царскосельская дорога была выкуплена обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Потребовалось новое, более представительное пассажирское здание. В проекте принимали участие архитектор С.А. Бржозовский, инженеры С.И. Минаш, Н.С. Островский, Ф. Кнорринг, В.С. Персон и другие мастера, отвечавшие за декоративное оформление, за внутреннее и внешнее убранство.

Витебский 380 Рядом с главным пассажирским зданием вокзала был спроектирован Императорский павильон для поездов царской семьи. В качестве промежуточного варианта пришлось снова построить временный деревянный вокзал, уже четвертый по счету, который называли просто "павильоном". Только после этого можно было приступить к разборке старого здания и возведению Императорского павильона, который был готов к ноябрю 1901 года. В 1902 году началось строительство вокзала, открытого в 1904 году и известного сегодня под именем "Витебский".

Чтобы железнодорожные пути не мешали движению городского транспорта и пешеходов, над набережными Обводного канала и Боровой улицей инженером В.С. Персоном были спроектированы путепроводы. Это обусловило отличительную черту нового здания: поезда подходят к нему по насыпи на уровне второго этажа.

Витебский вокзал в начале ХХ столетия поражал своей новизной. Удивление вызывала необычная архитектура, технические новшества; да и само здание подобного назначения было олицетворением прогресса и перемен. Кроме того, новым было повсеместное электрическое освещение, транспортеры, лифт для пассажиров, так называемая, багажная подъемная машина и, разумеется, художественное решение этого произведения архитектуры стиля "модерн".

После открытия Царскосельского вокзала, состоявшегося 1 августа 1904 года, в печати отмечалось, что он "составляет, по общему мнению, украшение столицы". В это же время железнодорожную линию продлили до Витебска.

Вокзал, носивший с 1900 года название "Царскосельский вокзал Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги", в 1918 году был переименован в "Детскосельский", одновременно с переименованием "Царского Села" в "Детское Село". В 1920-х годах в справочных изданиях иногда встречается двойное название "Детскосельский (Витебский)", а с 1935 года название "Витебский" становится официальным. Несмотря на то, что сегодня железная дорога идет еще дальше, это название сохранилось до сегодняшнего дня.

К концу 1930-х годов по количеству перевозимых пассажиров станция вышла на одно из первых мест в стране. В первые месяцы после начала Великой Отечественной войны с перронов Витебского вокзала уходили эшелоны с солдатами и народным ополчением Ленинграда. Восстановление разрушенных путей и железнодорожных зданий началось еще до окончания войны.

В 1987-м году на Витебском вокзале, в особом стеклянном павильоне, через 150 лет после открытия в России железнодорожного сообщения, был установлен макет паровоза "Проворный", совершившего первый рейс в 1837 году. Тогда в роли машиниста выступил сам строитель железной дороги Петербург - Царское Село австрийский инженер из Австрии Ф.А. фон Герстнер. Памятник Герстнеру был открыт в Световом зале вокзала 30 октября 2007 года в честь 170-летия российских железных дорог. Ему же посвящена мраморная доска на фасаде вокзала.

В 2014 году у входа в вокзал был открыт памятник героям Первой мировой войны.

На вокзале установлены 8 путей, вокруг которых сооружены 5 высоких платформ. Первые 4 пути заходят под дебаркадер. Остальные 4 пути предназначены для пригородного сообщения и электрифицированы.

Витебский вокзал Санкт-Петербурга является самым фотографируемым вокзалом страны. Многие российские и иностранные фотоблогеры специально приезжают на Витебский вокзал ко времени отправления паровоза. Фотографии становятся победителями Всероссийских и Международных конкурсов, выставок и биеннале.

Реставрация и модернизация вокзала

13 июля 2017 года на Витебском вокзале стартовали работы по реставрации и модернизации вокзала. Общая площадь вокзала 10 636,2 кв.м. Первыми в очереди работ стали исторические фасады здания вокзала. Реставрационные работы проходили на основе архивных источников – реставраторы воссоздали первоначальный облик здания вокзала, чтобы его новые посетители увидели вокзал таким, каким его построили еще в 1904 году.

Помимо восстановления общих фасадов и стен здания вокзала в проект вошла реставрация большой витражной арки на ризалите главного фасада, гербов Санкт-Петербурга и Витебска над парадным входом, а также часовой башни с изображением рельефов сов. На здании вокзала также установлена архитектурно-художественная подсветка, подчеркивающая в ночное время красоту памятника архитектуры. Реставрационные работы также проведены на фасадах так называемого "Императорского павильона", который предназначался для Императорской семьи и высокопоставленных служащих. Первозданный облик вернулся и ресторану, который обслуживал своих посетителей с самого открытия Витебского вокзала. Модернизацию прошли и все инженерные системы ресторана: система водоснабжения, электроснабжения, канализация, вентиляция, отопление и др., внедрено новое оборудование.

Для того, чтобы оценить масштаб проведенных работ, достаточно представить, что в процессе реконструкции, строителями были найдены и заменены элементы исторического водопровода и системы канализации со времен строительства первого каменного здания в 1849 году.

Система освещения также обновлена – плафоны сохранили исторический облик, однако в них установлены современные энергосберегающие лампы. Проведена модернизация платформы № 1, общей площадью 1 754 кв.м, выполнены работы по замене покрытия платформы, с установкой тактильной плитки. Выполнены работы по реконструкции лестничных пролетов № 1 и № 2. После проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™ будет проведена реконструкция платформ № 2 и № 3 и дебаркадера вокзального комплекса. Благоустроена территория вокзала.

На вокзале установлено 148 камер видеонаблюдения, две зоны входного контроля оборудованы 6 рентгеновскими установками для досмотра багажа и ручной клади и одной рентген установкой для досмотра пассажиров. Досмотровое оборудование установлено на входе со стороны Загородного проспекта и на втором этаже светового зала, а также на выходе, со стороны Подъездного переулка. На вокзальном комплексе установлено 22 тревожные кнопки. Общая пропускная способность вокзала составляет 2 500 человек в час. Общая численность работников, задействованных для обеспечения транспортной безопасности - 78 человек.

Модернизирована система пожарной сигнализации. Установлено 534 противопожарных датчика и 68 аудиооповестителей.

Для пребывания пассажиров на вокзале имеется 4 обновленных зала ожидания. В залах ожидания установлены новые сидения на 452 посадочных места. В здании вокзала установлены 3 новых часов. Для хранения ручной клади и багажа на вокзале доступны камеры хранения, 27 ячеек автоматических камер хранения и одна стационарная камера хранения, рассчитанная на 400 мест.

На вокзале работают 7 кассовых окна дальнего сообщения и 11 окон пригородного сообщения, а также установлено 23 автомата для приобретения пригородных билетов и 5 автоматов для приобретения билетов дальнего следования. На вокзале теперь работают 4 новых электронных табло в здании вокзала, 8 на платформах, 20 навигационных указателя, две зарядные станции для подзарядки мобильных устройств.

Для маломобильных пассажиров на вокзале оборудован специализированный зал ожидания с местами для отдыха, санитарными комнатами, а также двумя комнатами со спальными местами. Зал ожидания находится на одном уровне со входом в вокзал, что обеспечивает беспрепятственный вход для маломобильных пассажиров. К платформам на втором этаже пассажиры добираются на специально оборудованном лифте, установленном на платформе № 4. Установлен подъемник на второй этаж, а также 3 пандуса для подъема на второй этаж в здании вокзала и в павильоне пригородных касс. Санитарные комнаты также оборудованы и для маломобильных пассажиров. Кроме того, на вокзале имеется медицинский пункт площадью 71,4 кв.м, расположенный на втором этаже.

Витебский вокзал является транспортно-пересадочным узлом города и соединяет железнодорожный транспорт дальнего и пригородного сообщения, а также городской транспорт: метро, автобусы, троллейбусы, такси. Пассажиропоток вокзала в день более 16 тыс. человек, а в год около 6 млн человек.

Витебский вокзал обслуживает пассажиров по следующим направлениям:

  • в дальнем сообщении: Москва, Минск, Калининград, Кишинев, Гомель, Брест, Псков, Великие Луки, Великие Луки, Гродно;
  • в пригородном сообщении: Поселок, Павловск, Новолисино, Оредеж, Рогавка, Чаща, Чолово и др.

Ладожский вокзал

Ладожский вокзал — главный подарок железнодорожников к 300-летию Санкт-Петербурга. Ладожский вокзальный комплекс обслуживает пассажирские поезда северного и восточного направлений.

К празднованию 300-летия Петербурга в районе крупной грузовой станции "Дача Долгорукова" было решено построить еще один вокзал – Ладожский. Сюда задумали перевести отправление всех дальних поездов северо-западного направления и пригородных до Волховстроя с Московского вокзала. Новый вокзал призван был разгрузить Финляндский и Московский вокзалы.

Ладожский вокзал – первый из петербургских вокзалов, который возводился возле уже существующей станции метро "Ладожская". Это единственный в Петербурге транзитный вокзал и первый после более чем векового затишья станционного строительства. В XX веке вокзалы в Ленинграде-Петербурге не строились, но о том, чтобы открыть еще один, говорили начиная с тридцатых годов. В середине 1970-х эти планы вновь активно обсуждались, но ничего построено не было. И только в 2001 году началось строительство очередного вокзала. На строительство инженерных сооружений такого рода обычно уходит около пяти лет. С Ладожским вокзалом управились за два года.

Предстояло выполнить немалый объем работ – общая площадь застройки составляет 17,2 тыс. кв.м, строительный объем равен 172,7 тыс. куб.м, из них 35% составляют подземные работы, поскольку часть вокзала из-за экономии пространства находится под землей.

Ладожский 380 Согласно проекту главного архитектора В. А. Зенкевича, главный корпус представляет собой массивное    сооружение с двумя башнями по бокам. Вокзал построен по проекту "Интеллектуальное здание", в основе  которого лежит автоматизация управления различными системами: информационно-справочная (табло,  инфоматы, громкоговорящее оповещение, часофикация); безопасности (пожарная, подсистема автоматического  пожаротушения, охранная сигнализация, контроль доступа, видеонаблюдения, автоматического оповещения и  управления эвакуацией); связи (телефонная, кабельное телевидение, экстренная справочная связь,  микросотовая связь, интранет); управления и диспетчеризации инженерного оборудования (лифтов и  эскалаторов, водоснабжения и канализации, дымоудаления и подпора воздуха, оборудование  холодоснабжения,  освещения, теплоснабжения, кондиционирования и вентиляции, бесперебойного  электропитания). 

 Подземный пригородный вокзал рассчитан на 1 200 пассажиров. Четыре наземных перрона предусмотрены для  электричек и поездов дальнего следования. Третий уровень расположен над посадочными платформами для  обслуживания пассажиров поездов дальних направлений. Длина пригородных платформ – 250 метров, дальних  пассажирских – 600 метров.

 В новом вокзале были предусмотрены залы ожидания, комнаты длительного отдыха, комнаты матери и ребенка, буфеты, кафе, кассы, почта, парикмахерская. Все уровни соединяются системой лифтов и эскалаторов.

В 2001 году, то есть на начальной стадии строительства, проект Ладожского вокзала был удостоен Гран-при Международного архитектурного фестиваля "Зодчество-2001" в номинации "Особо значимые социальные проекты". Это вокзал международного значения, через который проходит маршрут Москва – Хельсинки.

Сдачу первой очереди строительства запланировали на 25 мая 2003 года. В конце 2002 года начались работы по продолжению проспекта Энергетиков с перекладкой инженерных сетей и устройством автостоянки на 160 автомобилей. К весне 2003 к вокзалу был подведен трамвай. В мае вступила в строй первая очередь вокзального комплекса, и было открыто движение пригородных электропоездов. Первая электричка ушла с Ладожского вокзала 17 мая, а открытие состоялось 29 мая.

Реконструкция вокзала

В 2017 году начаты работы по реконструкции здания вокзала и 4 платформ. Общая площадь вокзала 31 182,5 кв.м. Обновлены системы вентиляции, кондиционирования, освещения. Заменены сети канализации, водоснабжения, электроснабжения и связи. Произведено восстановление перекрытий, асфальтирование с укладкой тактильной плитки 4-х платформ. Общая площадь платформ 20 596 кв.м. Произведена перепланировка внутренних помещений вокзала. Установлены устройства для беспрепятственного заезда на платформы № 2 и № 3. Заменено напольное покрытие в залах дальнего и пригородного сообщения на керамогранит. Освещение вокзала заменено на светодиодное. Установлено 108 прожекторов в зале дальнего следования и около 1000 светильников в здании вокзала. Заменены 40 светильников и асфальтовое покрытие на привокзальной площади, в зоне парковки. Общая площадь парковки 8 110 кв.м.

Произведен косметический ремонт в медпункте и в кассовых залах. В кассах дальнего следования 7 кассовых окон, в том числе одна касса для маломобильных пассажиров с оборудованием для слабослышащих и 1 справочное окно. В кассах пригородного следования - 11 окон, в том числе одна касса для маломобильных пассажиров. Установлено 9 автоматов для приобретения билетов дальнего следования и 10 автоматов для покупки пригородных билетов.

Отремонтированы две санитарные комнаты в зале дальнего сообщения, 4 санитарные комнаты в зале пригородного сообщения, одна для маломобильных пассажиров.

На вокзале установлены стационарные камеры хранения на 500 мест, а также 44 секции на 132 ячейки автоматических камер хранения. Имеется 5 обновленных залов ожидания. В том числе один зал ожидания для пассажиров с детьми. В залах ожидания установлены новые сидения, рассчитанные на 495 мест.

На вокзале установлены 46 электронных табло в здании вокзала и на перроне и 386 навигационных указателея. Установлено 834 громкоговорителя в здании вокзала и 112 на платформах.

Для обеспечении транспортной безопасности на вокзале установлено 213 камер видеонаблюдения (хранение данных не менее 30 суток), 3 входные зоны железнодорожного вокзала оборудованы 5 стационарными рамками металообнаружителей, 5 металлодетекторами и 5 автоматизированными комплексами радиационного контроля. Общая пропускная способность вокзала составляет 2 500 человек в час. Общая численность работников, задействованных для обеспечения транспортной безопасности - 91 человек.

Вокзал оснащен поручнями, пандусами и 6-ю подъемниками для перемещения маломобильных пассажиров к платформам и метро. Для пассажиров с ограниченными возможностями, в зале дальнего следования оборудована зона отдыха.

На вокзале оборудован медицинский пункт площадью 60 кв.м.

Ладожский вокзал является транспортно-пересадочным узлом города и соединяет железнодорожный транспорт дальнего и пригородного сообщения, а также городской транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, такси. Пассажиропоток вокзала в день более 6,5 тыс. человек, а в год около 2,5 млн. человек.

Вокзал принимает и отправляет пассажирские поезда северных, восточных и южных регионов России: Адлер, Анапа, Тюмень, Нижний Тагил, Пестово, Петрозаводск, Вологда, Мурманск, Воркута, Котлас, Архангельск, Астана, Шарья, Челябинск, Екатеринбург и др. города. Ладожский вокзал можно назвать международным, так как через него проходит поезд Москва–Хельсинки.

Пригородное сообщение Ладожского вокзала охватывает Волхов, Мгу, Невдубстрой, Лодейное Поле, Будогощь,Бабаево и др.

Московский вокзал

Московский вокзал в Санкт-Петербурге и Ленинградский вокзал в Москве - возводились по проекту известного архитектора Константина Андреевича Тона.

Департамент железных дорог предложил архитектору предварительный план сооружений, на основе которого он и начал в 1843 году работу над проектом. Согласно замыслу архитектора вокзалы сооружались по единому проекту. В результате в обеих столицах появились одинаковые двухэтажные здания в стиле Ренессанса с круглыми декоративными колоннами, высокими венецианскими окнами и строгой часовой башней в центральной части.

Для Московского вокзала в Санкт-Петербурге Тон К.А. выбрал место на Знаменской площади. Этот выбор был сразу одобрен. Во-первых, пассажирам было удобно, выйдя из поезда, сразу оказаться в центре города, а во-вторых, вокзал очень органично вписался в архитектурный облик классического Петербурга. В августе 1850 года для защиты открытой галереи от непогоды решено было остеклить 9 её арок.

Вокзал в Петербурге был построен к открытию железной дороги в 1851 году, несколько позже, чем его брат-близнец в Москве, который был закончен уже в 1849 году. 18 августа 1851 года в 4 часа утра с перрона отошел царский поезд из 9 вагонов. Николай I относился к новшеству с опаской, и железнодорожные мосты переходил пешком. В 19 часов император благополучно прибыл в Москву.

Здание Николаевского вокзала, которое Тон К.А. уподобил старым ратушам европейских городов, включало в себя главный корпус с двухъярусным фасадом с равномерно расставленными колоннами в стиле раннего итальянского Возрождения, квадратную башню с часами и флагштоком. Механизм для часов был изготовлен фирмой "Фридрих Винтер". В нижнем, более высоком ярусе – проёмы в виде двойных арок с колонкой посередине.

На вокзале граждане были обязаны предъявлять особым чиновникам письменные виды проезжающих, "званию их присвоенные, с надлежащим полиции удостоверением", то есть паспорта. От предъявления письменных видов освобождались едущие в загородные имения и на дачи, дети, крестьяне с продуктами на продажу и крепостные при своих господах. Чиновники, изучив предъявленные документы, записывали данные в специальную книгу, а на документ ставили штемпель, означающий, что "к отъезду по железной дороге препятствий нет". С такой отметкой можно было идти в кассу за билетами.

Николаевский вокзал сыграл большую роль в формировании не только архитектурной, но и социальной среды городской территории. Вокруг и близ него быстро образовалась сеть гостиниц, совершенствовалась транспортная система. В 1863 году у Николаевского вокзала появилась первая конка, разрешённая Высочайше утверждённым Уставом 21 сентября 1862 года.

Московский 380

В 1923 году вокзал переименован в Октябрьский, а с 1930 года – в Московский.

 10 июня 1931 года в 1 час 30 минут от Московского вокзала в Москву отправился первый в СССР фирменный поезд № 1 "Красная стрела", который со скоростью 69,8 км/ч преодолел расстояние между столицами за 11 часов 20 мин. С тех пор за пять минут до полуночи этот экспресс уходит в Москву ежедневно.

В 1967 году значительные работы по реконструкции были проведены по проекту Кузнецова В.И. На станции появились платформы увеличенной длины, под ними пешеходные переходы. Были обновлены залы ожидания. Но главным украшением стало новое помещение – просторный парадный зал площадью 2700 м.

Московский вокзал соединён со станцией метро. Первая линия Ленинградского метрополитена была открыта 15 ноября 1955 году и начиналась от привокзальной площади Московского вокзала – площади Восстания.

В 2002-2003 годах Московский вокзал был реконструирован. Были модернизированы платформы, фасады покрашены в светло-коричневый цвет, заменены вестибюльные двери. Реставрации подверглись и главные часы вокзала. Во внутреннем дворике создана пешеходная зона с фонарями. Вокзал принял вполне современный вид, хотя существует уже более полутора веков.

Капитальная реконструкция и реставрация вокзала

В 2016 году было принято решение о модернизации здания вокзала, инженерных систем и пассажирской платформы № 4.

В первую очередь были проведены работы по повышению уровня транспортной безопасности. Были усовершенствованы внутренняя и внешняя системы наблюдения. Всего на вокзале организовано 5 пунктов досмотра, в том числе 3 досмотровых павильона с 20 рентгенотелевизионными установками, из которых 9 расположены в павильонах досмотра на скоростные поезда. Пропускная способность входных групп на центральном входе – около 3000 человек в час, на других постах – более 1000 человек в час. Также в здании вокзала и на пассажирских платформах установлено 250 камер наблюдения.

Одной из ключевых задач стала реставрация фасадов и кровли вокзала. Реставрационные работы проводились при взаимодействии с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. По архивным материалам восстановили входные группы и металлические элементы декора. Отремонтировали кровлю и заменили облицовку дебаркадера над перроном у платформ № 4 и № 5. Фасадам и кровле восстановили исторический цвет.

Выполнены работы по модернизации инженерных систем вокзала, включающие в себя замену системы освещения дальнего и пригородного дворов, архитектурно-художественной подсветки центрального фасада здания вокзала, восстановление систем водоснабжения и канализации. Благоустроены территории пригородного и дальнего дворов, в том числе заменена брусчатка и установлены пандусы. Также выполнена модернизация пассажирской платформы № 4.

Особое внимание было направлено на создание безбарьерной среды. На вокзале установлены 4 пандуса для маломобильных пассажиров, заменены 2 пассажирских лифта. Во всех залах ожидания были оборудованы специальные места для комфортного отдыха маломобильных пассажиров. Открыт отдельный зал для маломобильных пассажиров общей площадью 83,5 кв.м, который находится в непосредственной близости у лифтового холла и пассажирской платформы № 5. Зал оснащен автоматическими дверьми, индукционным оборудованием и мягкой зоной для отдыха пассажиров.

На вокзале усовершенствована система информирования пассажиров: установлены электронные табло и навигационные указатели. На вокзале установлены три зарядные станции, имеющие кабели для зарядки мобильных телефонов под различные разъемы.

Кассовый зал № 2 оснащен 5 терминалами системы электронной очереди и 24 кассами закрытого типа, в том числе одна касса оборудована специально для маломобильных пассажиров. Также на вокзале установлены 22 терминала самообслуживания для печати оплаченных билетов на поезда дальнего следования.

В ходе модернизации были обновлены санитарные комнаты и залы ожидания, оснащен по современным требованиям и стандартам медицинский пункт общей площадью 129,6 кв.м. (для маломобильных пассажиров медицинский пункт оборудован пандусом). На вокзале работают стационарные и автоматические камеры хранения. Стационарных камер хранения – 4 окна приема багажа на 1 170 мест. В помещении для автоматических камер хранения установлено 132 современные секции на 402 ячейки.

Многофункциональный транспортно-пересадочный узел

Московский вокзал является сложным многоотраслевым транспортным механизмом. Он входит в пятерку крупнейших вокзалов России. Здесь впервые в России появились "Бизнес-центр", навесы, билетно-кассовый центр, залы повышенной комфортности. Его площадь равняется 65 614,3 кв.м – это крупный транспортно-пересадочный узел, который расположен в центре города и соединяет железнодорожный транспорт дальнего и пригородного сообщения, городской транспорт и метрополитен. Пассажиропоток вокзального комплекса в день более 45 тыс. человек, а в год около 16,5 млн человек. Ежедневно с вокзала отправляется 40 пар поездов дальнего следования в такие города, как Москва, Белгород, Таллин, Нижний Новгород и другие, а также 41 пара поездов пригородного сообщения, которые следуют в направлениях городов Великий Новгород, Тосно, Колпино и других.

По прибытии на Московский вокзал, пассажиры имеют возможность удобной пересадки на городской транспорт. Остановки автобусов, троллейбусов и такси находятся в 70-200 метрах от здания вокзала, а на расстоянии 500 м расположена остановка городских трамваев и метро. Также для пересадки в метро можно воспользоваться переходом непосредственно из светового зала ожидания вокзала, без выхода на улицу.

Финляндский вокзал

Финляндский вокзал открыт 11 сентября 1870 года. Его строительство связано с вводом первого участка железной дороги протяженностью 120 верст, соединившего Санкт-Петербург с Финляндией. В 1862-1870 годах была проложена Финляндская железная дорога. По контракту после сдачи в эксплуатацию она стала принадлежать Финляндии, и обслуживали ее в основном финны. В 1870 году на Симбирской улице по проекту русского архитектора Петра Купинского было возведено здание станции, внутренние залы которого оформили финские мастера В. Веслинг и П. Дегенер. Небольшая скромная постройка в основном была одноэтажной, только по углам строения находились двухэтажные помещения. Всего на этом участке было 32 станции, однако Финляндский вокзал являлся единственным каменным сооружением.

В 1965-1969 годах по проекту архитекторов П. А. Ашастина, А. В. Баранова и Я. Н. Лунина было построено нынешнее здание вокзала высотой 8 метров. Над зданием вокзала расположена башня со шпилем высотой 13 метров. К 1980 году со стороны Финского переулка был построен второй фасад, в центре которого оставлен фрагмент старого вокзала.

Финляндский 380Во время блокады Ленинграда Финляндский вокзал являлся единственным действующим в городе: путь от вокзала до Ладожского озера был первым этапом Дороги жизни. Из Ленинграда по нему эвакуировались дети, женщины и раненые, а в город шли продовольствие и боеприпасы. Железнодорожный узел подвергался частым бомбардировкам. Загрузку и разгрузку вагонов производили в ночные часы, севернее здания вокзала, места постоянно меняли. Тем не менее, в результате бомбёжек здание Финляндского вокзала было практически полностью разрушено. В память об этих тяжелых днях недалеко от перрона установлен первый километровый столб Дороги жизни. В феврале 1943 года после снятия блокады на станцию с Большой земли пришел первый поезд с продовольствием из Челябинска. В 1944 году началась реконструкция привокзальной площади и создание на ее месте площади Ленина.

Старый Финлянский вокзал в послевоенные годы стал слишком тесен. Его скромный облик перестал соответствовать новому архитектурному окружению. Часть здания была разобрана для сооружения вестибюля станции метро "Площадь Ленина". В 1965-1969 годах по проекту архитекторов Петра Ашастина, Николая Баранова и Якова Лукина с участием инженера-конструктора И.С.Рыбина был построен современный вокзальный комплекс.

Строгое здание вокзального комплекса имеет высоту восемь метров, а высота башни с часами – 16 метров, шпиля – 30 метров. Главный фасад с 17-ю огромными зеркальными окнами выходит на площадь им. В.И.Ленина и архитектурно замыкает ее ансамбль. 17 аллегорических горельефов выполнены студентами Художественно-промышленного училища имени В.И.Мухиной. На центральном горельефе изображены аллегорическая фигура революции, поверженный двуглавый орел и разорванные оковы. Горельеф слева посвящен Красной гвардии, а с правой стороны – Советской Армии и Военно-морскому флоту. Центральный ризалит старого здания включен в торцевой фасад новой постройки.

Из главного билетного зала были устроены выходы на перрон и в метро. Впервые в Ленинграде свод зала выполнен из монолитного железобетона.

По объёмам пассажиропотока Финляндский вокзал стал вторым в СССР после Ярославского вокзала в Москве. В 1970-х годах в связи с большим пассажиропотоком для лучшего обслуживания пассажиров был построен дополнительный северный корпус.

К 300-летию Северной столицы проведена реконструкция Финляндского вокзала. Выполнена замена инженерных сетей и обновлены фасад и кровля, отреставрированы башня с часами и зал ожидания первого этажа, а также помещения второго этажа. Фасад был покрыт наборной итальянской плиткой по цвету близкой к первоначальному цвету строения. Торжественная церемония открытия Финляндского вокзала после ремонта состоялась 6 мая 2003 года. С 1 мая 2003 года на обновленном вокзале, втором в стране по объемам пригородных перевозок, возобновились массовые перевозки пассажиров. Летом ежедневно отсюда отправляются более 60 тыс. пассажиров.

Финляндский вокзал один из немногих старейших вокзалов, сохранивший свое первоначальное имя по названию построенной в 1870 году железной дороги до Финляндского княжества, входившего в то время в состав России.

Модернизация вокзала

В 2017 году начались работы по модернизации вокзала. Обновлены инженерные сети (водоснабжение, отопление, вентиляция, кондиционирование, освещение) в кассовом зале, в западном павильоне, в помещении медпункта.

Отреставрирован фасад здания со стороны платформы № 1 и со стороны Боткинской улицы. Фасады восстановлены по чертежам 1881 года, заменено 11 стеклянных витражей. В западном павильоне заменены дверные группы, установлены автоматические двери, заменено напольное покрытие, облицовка стен и потолки. На фасаде здания установлены новые часы с диаметром циферблата 6 метров, с системой самоподвода и со светодиодной подсветкой. Это самые большие уличные часы в городе.

Проведена модернизация платформы № 3. Асфальтовое покрытие заменено на гранитную плитку, установлены тактильные полосы и 26 светодиодных 26 светильников.

Отремонтированы санитарные комнаты на цокольном этаже вокзала и оборудованы два туалета для маломобильных пассажиров на первом этаже.

Установлены противопожарные датчики и аудиооповестители. Всего 1 696 извещателей, в том числе дымовые, тепловые, речевые, световые. Произведены ремонтные и отделочные работы в кассовом зале. Всего отремонтировано 4 кассовых окна и одно окно для маломобильных пассажиров, а также установлен 31 автомат для приобретения пригородных билетов и 4 автомата для приобретения билетов дальнего следования.

В пассажирском, световом зале и зале ожидания установлено 40 светодиодных светильников прожекторного типа.

Установлено 281 камера видеонаблюдения, 4 входные зоны железнодорожного вокзала оборудованы 9 рамками металообнаружителей и 8 рентгеновскими установками. На вокзальном комплексе теперь имеется 8 тревожных кнопок. Общая пропускная способность вокзала составляет 4000 человек в час. Общая численность работников, задействованных для обеспечения транспортной безопасности - 119 человек.

На вокзале установлены камеры хранения: 150 ячеек автоматических камер хранения и одна стационарная камера хранения, рассчитанная на 100 мест, также два обновленных зала ожидания. В залах ожидания установлены новые сидения. Установлены 5 электронных табло в пригородном зале и 6 в зале дальнего следования, 11 платформенных указателя и навигационные указатели. В пригородном зале установлены 3 зарядные станции для подзарядки мобильных устройств.

Для маломобильных пассажиров вокзал оснащен 3 пандусами на входе в вокзал, перед кассовым блоком и в международном зале. Оборудованы специализированные санитарные комнаты, а также медицинский пункт площадью 67,8 кв.м с санитарной комнатой для маломобильных пассажиров.

Финляндский вокзал является транспортно-пересадочным узлом города и соединяет железнодорожный транспорт дальнего и пригородного сообщения, а также городской транспорт: метро, автобусы, троллейбусы, такси. Пассажиропоток вокзала в день более 16 тыс. человек, а в год около 6 млн человек.

Вокзал обслуживает пассажиров по следующим направлениям:

  • в дальнем направлении: Санкт-Петербург-Хельсинки "Аллегро";
  • пригородном направлении: Ладожское Озеро, Белоостров, Выборг, Сосново, Каннельярви, Невская Дубровка, Сестрорецк и др.

Контакты:

Более подробную информацию о вокзалах, предоставляемых услугах и сервисах, расписании движения поездов с вокзала можно узнать на сайте Дирекции железнодорожных вокзалов, либо по телефону Единого информационно-сервисного центра ОАО "РЖД" Пиктограма телефон 8-800-775-00-00.

screenRenderTime=2