Историческая справка

"Глубоко уверен, что железные дороги необходимы для России, что они, можно сказать, выдуманы для нее более, нежели для другой страны Европы, что климат России и ее пространство соделывают их особенно драгоценными для нашего Отечества."  

П. П. Мельников  

Октябрьская магистраль - старейшая дорога в сети железных дорог России. Расположенная на территории одиннадцати субъектов Федерации Октябрьская железная дорога обеспечивает снабжение оборудованием и сырьем, продовольствием и топливом весь Северо - Западный регион.

30 октября 1837 г.

Официальное открытие железной дороги на участке Санкт-Петербург - Царское Село. Автор проекта и руководитель строительства - чешский инженер Ф.А. Герстнер. Длина всей линии составляла 27,5 км и на ней предполагалось устроить 4 станции: Петербург, Московское шоссе, Царское Село, Павловск. Время следования составляло 42 минуты при средней скорости 32,8 км/ч.

15 сентября 1841 г.

Проект железной дороги между Петербургом и Москвой, составленный профессорами института корпуса инженеров путей сообщения П.П. Мельниковым и Н.О. Крафтом, был представлен императору Николаю I. Дорога по протяженности значительно превосходила все существовавшие за рубежом магистрали. С учетом разъездов и станционных веток составила 652 км. Петербург- Московская дорога была задумана как двухколейная, с паровой тягой и скоростью движения пассажирских поездов 37,4 км/ч.

1 февраля 1842 г.

Императором Николаем I подписан Указ о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Общее руководство строительством поручалось ведомству путей сообщения.

16 августа 1851 г.

Из Петербурга в Москву прошли поезда, перевозившие по два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков. Спустя три дня проследовал императорский поезд.

1 ноября 1851 г.

Открыто регулярное движение на Петербурго - Московской железной дороге. В пределах магистрали было построено 184 моста, 69 труб и 19 путепроводов. Ширина колеи 1524 мм стала обязательной для всех железных дорог России. К моменту открытия дороги Александровским механическим заводом было построено 121 грузовых и 43 пассажирских паровоза и более 2500 вагонов и платформ. Первый поезд находился в пути 21 час 45 минут.

8 сентября 1855 г.

Магистраль получила название "Николаевская железная дорога" в честь императора Николая I.

26 января 1857 г.

Издан указ о создании первой сети железных дорог России. Для ее сооружения образуется Главное общество Российских железных дорог.

15 декабря 1862 г.

На Петербурго-Варшавской железной дороге открыто регулярное движение поездов до Варшавы. Закончилось строительство, начатое еще 1851 году после подписания 15 февраля императором Николаем I указа о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Варшавой.

8 июня 1868 г.

Николаевская железная дорога передана в аренду Главному обществу Российских железных дорог сроком на 84 года.

11 сентября 1870 г.

Была введена в строй первая железная дорога в северном направлении Санкт-Петербург - Рихимяки - Финляндская железная дорога. Она строилась и эксплуатировалась Дирекцией Финляндских железных дорог.

22 октября 1870 г.

Открыта Балтийская железная дорога, соединившая Николаевскую железную дорогу с морскими портами на Балтийском море.

2 ноября 1871 г.

Открыта Приморская железная дорога. Длина ветви составила более 6 км, строительство велось за счет государства. В 1875 г. ветвь была передана в управление Обществу Сестрорецкой железной дороги. К 1894 году дорога имела несколько небольших линий: Новая Деревня - Сестрорецк, Раздельная - Лисий Нос, Новая Деревня - Озерки. В дальнейшем построен участок Сестрорецк - Дюны.

1893-94 гг.

При императоре Александре III Николаевская, Балтийская и Санкт-Петербурго - Варшавская железные дороги возвращены в казенное управление - переданы в ведение Министерства путей сообщения.

1897 г.

Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги построена линия Бологое - Валдай - Старая Русса - Псков, протяженностью 375 км, связавшая ранее построенные линии Сонково - Бологое (1870) и Псково - Рижскую (1889). Образован широтный ход магистрали Сонково - Псков с выходом к Риге.

1901 г.

Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги построило линию от Москвы до Виндавы (Вентспилса). Она стала вторым широтным ходом дороги.

1902 г.

Правительством принято решение о строительстве Олонецкой железной дороги на Петрозаводск как ответвление от строившейся тогда линии Санкт-Петербург - Вологда - Вятка.

1 августа 1904 г.

Открыто движение по железнодорожной линии Санкт-Петербург - Витебск.

1 января 1906 г.

Началось регулярное движение поездов по линии Обухово - Вологда - Вятка, включенной позднее в состав Николаевской железной дороги. Новая магистраль открыла путь прямым железнодорожным перевозкам от Санкт-Петербурга до Владивостока.

1 января 1907 г.

Постановлением министра путей сообщения Петербурго-Варшавская, Балтийская и Псково-Рижская железные дороги объединены в Северо-Западные железные дороги. Эксплутационная длина линий составила 2716,58 км.

3 ноября 1916 г.

Закончилось сооружение Мурманской железной дороги, самого северного в мире железнодорожного пути. Линия, протяженностью более 1000 км, была построена за 1 год и 8 месяцев.

27 февраля 1923 г.

Приказом №1313 наркома путей сообщения Ф.Э.Дзержинского Николаевская железная дорога переименована в Октябрьскую.

1 сентября 1929 г.

Северо-Западные железные дороги объединились с Октябрьской. Основные магистрали: Ленинград - Москва, Ленинград - Псков, Ленинград - Нарва слились в единое Управление Октябрьских железных дорог (с 1936 г. - Управление Октябрьской железной дороги).

1931 г.

Начал курсировать экспресс "Красная стрела". Он покрыл расстояние между Ленинградом и Москвой за рекордно короткий срок - 10 часов.

6 сентября 1933 г.

Электрифицирован первый участок Октябрьской железной дороги Ленинград - Ораниенбаум.

1935 г.

В январе, в память о заслугах выдающегося советского партийного деятеля С.М.Кирова в освоении Кольского полуострова, Мурманская железная дорога переименована в Кировскую, 7 ноября открылась первая очередь электрифицированного участка Кандалакша - Апатиты.

1940 г.

Изменены границы Октябрьской и Кировской железных дорог, в которые включены участки, отошедшие от Финляндии в результате окончания Советско-Финской войны. Постановлением СНК из части Октябрьской железной дороги организована Ленинградская железная дорога. 15 марта введен в эксплуатацию участок Петрозаводск - Суоярви, проложенный в 45-48 градусный мороз в течение 70 дней. Дорога была построена для улучшения транспортного обеспечения советских войск после неудачного начала боевых действий во время Советско-Финской войны.

октябрь 1941 г. - апрель 1943 г.

Действовала легендарная "Дорога жизни" с ее железнодорожным участком Ленинград - Финляндский - Ладожское озеро.

февраль 1943 г. - январь 1944 г.

Действовала легендарная "Дорога Победы".

1944 г.

Возобновлено движение на главном ходу Ленинград - Москва. 23 февраля прошли первые грузовые поезда, 20 марта вновь начал курсировать поезд "Красная стрела".

1948 г.

Открыта Детская железная дорога "Малая Октябрьская". Ее протяженность составляла более 8 км с 3 станциями: Кировская, Зоопарк и Озерная.

1950 г.

На Октябрьской дороге закончено восстановление разрушенных в ходе войны свыше 3,5 тыс. км путей, более 300 вокзалов и 1126 зданий, 240 мостов, свыше 6,3 тыс. км линий связи.

1951 г.

Создан новый Ленинград - Финляндский участок энергоснабжения и началось движение пригородных электропоездов на участке Ленинград - Зеленогорск.

1953 г.

Ленинградская, выведенная из состава Октябрьской в 1947 году, была вновь объединена с Октябрьской.

1959 г.

Октябрьская и Кировская железные дороги объединены в единую железную дорогу. Общая протяженность Октябрьской магистрали составила 8 тыс. км. На направлении Ленинград - Москва начался перевод на электрическую тягу всех видов движения - пригородного, пассажирского и грузового. На смену маневровым паровозам серии СВ стали поступать маневровые тепловозы ВМЭ1.

1962 г.

Линия Ленинград - Москва переведена на электротягу. 15 декабря на главном ходу Ленинград - Москва открылось регулярное движение пассажирских поездов с электровозами ЧС-1, ЧС-2, с конструктивной скоростью 160 км/час.

1965 г.

Впервые вышел на линию дневной экспресс Аврора, маршрутная скорость которого составила 130 км/час. В итоге только за 1958-1963 годы маршрутная скорость движения пассажирских поездов возросла с 72,3 до 130,4 км/час.

Март 1966 г.

На электровозе ЧС-2м-565 была достигнута скорость 200 км/час.

27 сентября 1967 г.

Введена в эксплуатацию система автоматического планирования поездной и грузовой работы на станции Ленинград - Сортировочный - Московский.

1975 г.

Завершена электрификация Ленинградского железнодорожного узла.

1984 г.

В Центральном железнодорожном бюро Ленинграда введен в эксплуатацию комплекс автоматизированной продажи билетов "Экспресс-2".

1 марта 1984 г.

Первый рейс высокоскоростного электропоезда ЭР-200 из Ленинграда в Москву.

22 ноября 1995 г.

"Комплексную реконструкцию линии Санкт-Петербург - Москва под скорости движения пассажирских поездов до 200 км/час выполнить в приоритетном порядке" Постановление Коллегии МПС РФ

1996 г.

Организовано движение скоростных контейнерных поездов между Санкт-Петербургом и Москвой, что обеспечило дороге важные конкурентные преимущества.

1997 г.

Открыта механизированная дистанция пути ПЧМ-Тосно, где сосредочена самая современная техника по обслуживанию и ремонту железнодорожных линий.

17 сентября 1999 г.

Освящение патриархом Алексием II Петропавловской церкви в Любани, воссозданной Октябрьской железной дорогой при поддержке МПС. Храм был сооружен в 1867 году на средства первого министра путей сообщения, выдающегося организатора и строителя отечественных железных дорог П.П.Мельникова.

октябрь 2000 г.

Завершение первого этапа комплексной реконструкции линии Санкт-Петербург - Москва.

29 декабря 2000 г.

Открыто крупнейшее в Европе моторвагонное депо Металлострой, оснащенное современным оборудованием для обслуживания скоростных поездов и электроподвижного состава.

2001 г.

Завершена реконструкция главного хода Санкт-Петербург - Москва, осуществлено спрямление Веребьинского обхода, что позволило сократить время прохождения скоростных поездов на данном участке.

2003 г.

Реконструкция объектов Санкт-Петербургского узла к 300-летию города, открытие нового Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге. Осуществлена электрификация участка Сумский Посад - Маленга (74 км), являющий стыковым с Северной железной дорогой.

1 октября 2003 г.

Октябрьская железная дорога стала филиалом Открытого Акционерного Общества "Российские железные дороги".

2008 г.

Открытие нового путепровода в створе проспекта Александровской фермы в Санкт-Петербурге (4-х полосное движение через территорию станции Санкт-Петербург – сортировочный - Московский). Проект приобрел повышенное градостроительное значение, поскольку был предназначен для организации автотранспортного сообщения между Фрунзенским и Невским административными районами, и его финансирование осуществлялось в равных долях администрацией Санкт-Петербурга и ОАО "РЖД".

2008-2010 г.

Реконструкция "Американских" мостов через Обводный канал в Санкт-Петербурге – совместный проект ОАО "РЖД" и Администрации Санкт-Петербурга, направленный на улучшение транспортной обстановки в городе.

17 декабря 2009 г.

Открытие высокоскоростного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. В этот день в первый рейс по маршруту Москва – Санкт-Петербург отправился высокоскоростной поезд "Сапсан". Время в пути следования поезда составило 3 ч. 45 минут.

12 декабря 2010 г.

Открытие скоростного движения в международном сообщении. В этот день между Санкт-Петербургом и Хельсинки начали курсировать скоростные поезда "Аллегро", впервые соединившие Россию скоростным сообщением с другим государством.

Июнь 2011 г.

Открытие новой трассы Малой Октябрьской железной дороги, которая прошла по насыпи Царскосельской магистрали. Через год детская дорога получила историческое имя – Царскосельская. Сегодня это вторая по протяженности детская железная дорога России – длина её главного пути - 9,8 км.

1 августа 2014 г.

Начало курсирования сдвоенных составов поезда "Сапсан" между Москвой и Санкт-Петербургом. Конструктивной особенностью сдвоенного поезда "Сапсан" с общим количеством 1050 мест является возможность управления двумя составами одновременно из головной кабины. Это позволяет увеличить провозную способность без увеличения частоты движения поездов.

12 ноября 2014 г.

Сдвоенный "Сапсан" вошел в "Книгу рекордов Гиннесса" как самый длинный высокоскоростной поезд в мире. Официальная церемония фиксации рекорда для "Книги рекордов Гиннесса" прошла в депо по обслуживанию скоростных и высокоскоростных поездов "Металлострой". Рекорд был зафиксирован и нотариально заверен в соответствии с установленными правилами в присутствии членов независимой комиссии. Результат замера – 500 метров 78 сантиметров, что и стало подтверждением рекорда – поезд "Сапсан" в 20-ти вагонном исполнении является самым длинным поездом в мире.

1 февраля 2015 г.

Начал курсировать первый на полигоне Октябрьской железной дороги двухэтажный поезд. 1 февраля 2015 г. в 22:50 2015 г. из Санкт-Петербурга в Москву отправился новый фирменный двухэтажный поезд №5/6.

26 апреля 2015 г.

С Финляндского вокзала Санкт-Петербурга на ст. Рощино отправилась первая в истории России "Велосипедная стрела".

7 мая 2015 г.

В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга состоялся "Парад паровозов".

01 октября 2015 г.

РЖД запустили скоростные поезда "Ласточка" на участке Москва – Крюково – Тверь

14 октября 2015 г.

Скоростной пригородный поезд "Ласточка" отправился в первый рейс по маршруту Санкт-Петербург – Волховстрой

1 января 2016 г.

ОАО "РЖД" вступило в Год пассажира

15 января 2016 г.

Началось регулярное движение скорых электропоездов "Ласточка" по маршруту Санкт-Петербург – Луга – Санкт-Петербург

1 февраля 2016 г.

Начал курсировать второй на полигоне Октябрьской железной дороги двухэтажный поезд. 1 февраля 2016 г. в 21:50 из Москвы в Санкт-Петербург отправился второй новый фирменный двухэтажный поезд №7/8.


screenRenderTime=1