ОЖД с 1941 по 1945 годДОРОГА ПОБЕДЫ
7 февраля 1943 года с Большой Земли в Ленинград прибыл первый грузовой поезд. Состав вел паровоз Эу 708-64. В 1979 году этот паровоз разыскали на Южной железной дорог, доставили в Ленинград и поставили навечно на станции Волховстрой.
Каждый рейс по Шлиссельбургской трассе, названной железнодорожниками "коридором смерти" сопровождался вражескими артобстрелами и бомбардировками. Фашистами более 1200 раз были разрушены железнодорожные пути и линии связи. На первом этапе пропускная способность трассы была недостаточной: не более двух-трех пар поездов. После применения одностороннего потока составов: одну ночь – в сторону Шлиссельбурга, в другую – на Волховстрой, а также введения "живой блокировки", когда для регулировки движения светофоры были заменены опытными движенцами, пропускная способность трассы значительно увеличилась. По Дороге Победы стали пропускать по 20-25 поездов за ночь. Всего со дня прибытия первого поезда и до восстановления главной линии Ленинград – Москва (23 февраля 1944 года) Ленинград и Ленинградский фронт получили по железной дороге 4 миллиона 442 тысячи тонн различных грузов. Это помогло сконцентрировать силы, нанести врагу сокрушительный удар и ускорить дело полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года. Вечером 27 января 1944 года в Ленинграде звучал салют - блокада была ликвидирована полностью! Подробная статистика перевозок: Что же дала Шлиссельбургская трасса Ленинграду? Со дня прибытия первого поезда (7 февраля 1943 года) и до восстановления главной линии Ленинград - Москва (23 февраля 1944 года) Ленинград и Ленинградская область получили 150 тысяч вагонов с продовольствием, оружием, боеприпасами и другими грузами. Дорога Победы работала до 10 марта 1944 года, за это время по ней было проведено более 6000 поездов. Всего железнодорожники Октябрьской магистрали в 1943 году доставили в Ленинград 4 441 608 тонн различных грузов, в том числе 630 тысяч тонн продовольствия, 426 тысяч тонн угля, 1381591 т дров, 725700 т торфа. Это помогло нанести гитлеровцам удар такой сокрушительной силы, после которого остатки вдребезги разбитых частей врага за короткий срок откатились далеко на Запад. См. также: Хроники Победы. Железнодорожный транспорт в годы войны Хроники Победы. Санкт-Петербург и Ленинградская область Хроники Победы. Псковская область Хроники Победы. Тверская область Хроники Победы. Республика Карелия |