Железная дорога с 1941 по 1945 год

"Хроники Победы. Регионы"

ДОРОГА ПОБЕДЫ

Поезд Дороги Победы18 января 1943 года Советская Армия прорвала блокаду Ленинграда. В полосе прорыва за 17 дней была построена железная дорога Поляны – Шлиссельбург, соединившая блокадный город с Большой Землей. Начиналась линия от станции Поляны на Волховстроевской линии, проходила по лесным и заболоченным местам, пересекала окраину города Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), далее через Неву и выходила на Ириновскую линию. Строилась трасса в сложнейших условиях в лютый мороз и под частыми артобстрелами. Через Неву недалеко от старинной крепости "Орешек" было возведено два моста: круто изогнутая свайно-ледовая переправа, а в марте 1943 года построен постоянный свайный мост с металлическими пролетными строениями.

7 февраля 1943 года с Большой Земли в Ленинград прибыл первый грузовой поезд. Состав вел паровоз Эу 708-64. В 1979 году этот паровоз разыскали на Южной железной дорог, доставили в Ленинград и поставили навечно на станции Волховстрой.

Карта Дороги ПобедыТакже 7 февраля 1943 года с пятой платформы Финляндского вокзала на Большую Землю отправился товарный поезд груженый отливками орудийных стволов. Товарный состав вел паровоз Эм 721-83. Паровоз поставлен на вечную стоянку в 1975 году на станции Петрокрепость рядом с мемориальным музеем "Дорога Победы".

Каждый рейс по Шлиссельбургской трассе, названной железнодорожниками "коридором смерти" сопровождался вражескими артобстрелами и бомбардировками. Фашистами более 1200 раз были разрушены железнодорожные пути и линии связи.

На первом этапе пропускная способность трассы была недостаточной: не более двух-трех пар поездов. После применения одностороннего потока составов: одну ночь – в сторону Шлиссельбурга, в другую – на Волховстрой, а также введения "живой блокировки", когда для регулировки движения светофоры были заменены опытными движенцами, пропускная способность трассы значительно увеличилась. По Дороге Победы стали пропускать по 20-25 поездов за ночь.

Всего со дня прибытия первого поезда и до восстановления главной линии Ленинград – Москва (23 февраля 1944 года) Ленинград и Ленинградский фронт получили по железной дороге 4 миллиона 442 тысячи тонн различных грузов. Это помогло сконцентрировать силы, нанести врагу сокрушительный удар и ускорить дело полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года. Вечером 27 января 1944 года в Ленинграде звучал салют - блокада была ликвидирована полностью!

Подробная статистика перевозок:

Что же дала Шлиссельбургская трасса Ленинграду?

Со дня прибытия первого поезда (7 февраля 1943 года) и до восстановления главной линии Ленинград - Москва (23 февраля 1944 года) Ленинград и Ленинградская область получили 150 тысяч вагонов с продовольствием, оружием, боеприпасами и другими грузами. Дорога Победы работала до 10 марта 1944 года, за это время по ней было проведено более 6000 поездов.

Всего железнодорожники Октябрьской магистрали в 1943 году доставили в Ленинград 4 441 608 тонн различных грузов, в том числе 630 тысяч тонн продовольствия, 426 тысяч тонн угля, 1381591 т дров, 725700 т торфа.

Это помогло нанести гитлеровцам удар такой сокрушительной силы, после которого остатки вдребезги разбитых частей врага за короткий срок откатились далеко на Запад.

См. также:

 Хроники Победы. Железнодорожный транспорт в годы войны

Хроники Победы. Санкт-Петербург и Ленинградская область

Хроники Победы. Псковская область

Хроники Победы. Тверская область

Хроники Победы. Республика Карелия

Хроники Победы. Мурманская область

Хроники Победы. Великий Новгород

 

 

screenRenderTime=1