Скоростное и высокоскоростное движение

Организация и развитие в России скоростных и высокоскоростных железных дорог со скоростью движения поездов до 250-300 км/час – одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед компанией "Российские железные дороги"

В мае 2006 года в рамках реализации проекта "Организация скоростного пассажирского сообщения Санкт-Петербург - Москва" ОАО "РЖД" подписало договор с немецкой компанией Siemens о поставке 8 скоростных поездов типа Velaro RUS стоимостью 276 млн евро. Поезда рассчитаны на скорость движения 250 км/ч. Конструкцией также предусмотрена незначительная модернизация поездов, позволяющая их эксплуатацию с максимальной скоростью движения до 330 км/ч.

Согласованные ОАО "РЖД" и компанией Siemens технические требования на поезда предусматривают создание надежного, энергоэффективного, безопасного и комфортного для пассажиров и обслуживающего персонала подвижного состава. Преимуществами поездов, поставляемых по договору, является возможность интенсивной эксплуатации 16-18 часов в сутки с пробегом свыше 1450 км.

20 июля 2007 в Германии (Крефельд-Юрдинген) состоялась торжественная церемония запуска производства первого высокоскоростного электропоезда Velaro RUS.

"Сапсан" – высокоскоростной электропоезд серии Velaro RUS производства компании "Сименс Транспортные Системы", способный развивать максимальную скорость 250 км/ч. Поезд получил свое название в честь самой быстрой птицы на планете. Сапсан, или настоящий сокол, относится к семейству соколиных и способен развивать скорость свыше 322 км/ч, или 90 м/с.

26 декабря 2008 г. в Санкт-Петербурге ОАО "Российские железные дороги" провело презентацию первого высокоскоростного поезда "Сапсан". На существующей магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом поезда курсируют со скоростью до 250 км/ч. В конце 2009 года он повез первых пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург, время в пути составило 3 часа 45 минут.

Технической базой для обслуживания 8-ми скоростных поездов Velaro RUS немецкой фирмы Siemens призвано стать моторвагонное депо Санкт-Петербург – Московское (Металлострой), на реализацию проекта реконструкции которого инвестировано порядка 3,6 млрд рублей.

В проекте реконструкции депо используется мировой опыт по эксплуатации высокоскоростных поездов, устанавливается уникальное немецкое оборудование, не имеющее аналогов в России. Проектом предусмотрен ряд технических решений, которые влияют не только на качество и удобство обслуживания, но и на технику безопасности проведения самих работ. Основной производственный комплекс оснащен современнейшими системами диагностики подвижного состава и передачи данных: подключаемые к поезду датчики моментально переводят данные на дисплеи. Вдоль путей расположены электранты, благодаря которым становится возможным подключение отдельных вагонов к питанию для проведения работ без использования контактной сети. Все 4-х уровневые площадки в стойловой части депо автоматизированы, передвигаются и регулируются для комфортного осуществления работ по обслуживанию скоростного поезда.

Одним из важнейших и перспективных проектов ОАО "РЖД" является организация скоростного пассажирского движения на маршруте Санкт-Петербург – Хельсинки - Санкт-Петербург, ввод которого был осуществлен в 2010 году.

В ноябре 2006 года в Хельсинки в присутствии Президента России Владимира Путина и Президента Финляндии Тарьи Халонен президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и Председатель Совета директоров VR Ltd Хенри Куйтунен подписали договор акционерного общества "Oy Karelian Trains Ltd".   

Согласно договору, акционерное общество "Oy Karelian Trains Ltd" имеет право приобретать подвижной состав по результатам международного тендера, организовывать техническое обслуживание в период эксплуатационного цикла, передавать подвижной состав VR Ltd и ОАО "РЖД" для коммерческой эксплуатации на условиях аренды.

В июне 2007 года стали известны результаты международного тендера на закупку моторвагонного подвижного состава для организации скоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Конкурс выиграла французская корпорация ALSTOM.

В сентябре 2007 года с компанией "Alstom" подписан контракт на поставку 4 электропоездов двойного питания серии Пендолино с принудительным наклоном кузова, позволяющим преодолевать кривые участки определенного радиуса без переустройства кривых.  

Каждый поезд состоит из 7 вагонов: 1 вагон для пассажиров бизнес-класса, 5 вагонов для пассажиров 2 класса и вагон-ресторан с изолированным помещением для курящих. 

30 ноября 2007 года с участием первых лиц ОАО "РЖД" и ALSTOM в г. Савильяно (Италия) состоялась церемония запуска производства первого высокоскоростного электропоезда типа "Пендолино" для пассажирского сообщения по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки.

Главным требованием к моторвагонному подвижному составу для организации скоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки было то, что он должен быть разработан, собран и испытан в заданной конфигурации в соответствии с европейскими стандартами и соответствовать современным требованиям скорости, комфорта и безопасности.

Ввод скоростного движения на направлении Санкт-Петербург - Хельсинки сократило время в пути до 3-3,5 часа по сравнению с существующим раньше 5,5 часа.  

screenRenderTime=1