Скоростное движение

Организация в России скоростных и высокоскоростных железных дорог со скоростью движения поездов до 250-300 км/час – одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед компанией "Российские железные дороги". В стране назрела необходимость строительства новых высокоскоростных линий между крупнейшими населенными пунктами. В настоящий момент в качестве первоочередных разрабатываются два маршрута: Москва – Санкт- Петербург и Санкт - Петербург – Хельсинки.

В мае 2006 года в рамках реализации проекта "Организация скоростного пассажирского сообщения Санкт-Петербург - Москва" ОАО "РЖД" подписало договор с немецкой компанией Siemens о поставке 8 скоростных поездов типа Velaro RUS стоимостью 276 млн. евро. Поезда рассчитаны на скорость движения 250 км/ч. Конструкцией также предусмотрена незначительная модернизация поездов, позволяющая их эксплуатацию с максимальной скоростью движения до 330 км/ч.

Согласованные ОАО "РЖД" и компанией Siemens технические требования на поезда предусматривают создание надежного, энергоэффективного, безопасного и комфортного для пассажиров и обслуживающего персонала подвижного состава. Преимуществами поездов, поставляемых по договору, является возможность интенсивной эксплуатации 16-18 часов в сутки с пробегом свыше 1450 км.

20 июля 2007 в Германии (Крефельд-Юрдинген) состоялась торжественная церемония запуска производства первого высокоскоростного электропоезда Velaro RUS.

"Сапсан" – высокоскоростной электропоезд серии Velaro RUS производства компании "Сименс Транспортные Системы", способный развивать максимальную скорость 250 км/ч. Поезд получил свое название в честь самой быстрой птицы на планете. Сапсан, или настоящий сокол, относится к семейству соколиных и способен развивать скорость свыше 322 км/ч, или 90 м/с.

26 декабря 2008 г. в Санкт-Петербурге ОАО "Российские железные дороги" провело презентацию первого высокоскоростного поезда "Сапсан". На существующей магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом поезда будут курсировать со скоростью до 250 км/ч. В конце 2009 года он повезет первых пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург, время в пути составит 3 часа 45 минут против 4 часов 30 минут в настоящее время.

"Сапсан" выполняется в двух модификациях с одно - и двухсистемными двигателями, для контактной сети 3 кВ постоянного и 25 кВ/50 Гц переменного тока, соответственно. Поезда будет курсировать на линиях Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород.

Вагоны "Сапсана" имеют двухклассную компоновку – туристический и бизнес-класс. Салоны оснащены современной системой кондиционирования и эргономичными креслами, имеются места для пассажиров с ограниченными возможностями. В дороге пассажиры могут воспользоваться услугами бистро. Общая вместимость одного состава - 604 человека.

Технической базой для обслуживания 8-ми скоростных поездов Velaro RUS немецкой фирмы Siemens призвано стать моторвагонное депо Санкт-Петербург – Московское (Металлострой), на реализацию проекта реконструкции которого инвестировано порядка 3,6 млрд. рублей.

В проекте реконструкции депо используется мировой опыт по эксплуатации высокоскоростных поездов, устанавливается уникальное немецкое оборудование, не имеющее аналогов в России. Проектом предусмотрен ряд технических решений, которые влияют не только на качество и удобство обслуживания, но и на технику безопасности проведения самих работ. Основной производственный комплекс оснащен современнейшими системами диагностики подвижного состава и передачи данных: подключаемые к поезду датчики моментально переводят данные на дисплеи. Вдоль путей расположены электранты, благодаря которым становится возможным подключение отдельных вагонов к питанию для проведения работ без использования контактной сети. Все 4-х уровневые площадки в стойловой части депо автоматизированы, передвигаются и регулируются для комфортного осуществления работ по обслуживанию скоростного поезда.

Одним из важнейших и перспективных проектов ОАО "РЖД" является организация скоростного пассажирского движения на маршруте Санкт-Петербург – Хельсинки, ввод которого также запланирован на 2009 год.

В ноябре 2006 года в Хельсинки в присутствии Президента России Владимира Путина и Президента Финляндии Тарьи Халонен президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и Председатель Совета директоров VR Ltd Хенри Куйтунен подписали Акционерный договор Акционерного общества Oy Karelian Trains Ltd.

Согласно договору акционерное общество Oy Karelian Trains Ltd имеет право приобретать подвижной состав по результатам международного тендера, организовывать техническое обслуживание в период эксплуатационного цикла, передавать подвижной состав VR Ltd и ОАО "РЖД" для коммерческой эксплуатации на условиях аренды.

В июне 2007 года стали известны результаты международного тендера на закупку моторвагонного подвижного состава для организации скоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Конкурс выиграла французская корпорация ALSTOM.

В сентябре 2007 года с компанией «Alstom» подписан контракт на поставку 4 электропоездов двойного питания серии Пендолино с принудительным наклоном кузова, позволяющим преодолевать кривые участки определенного радиуса без переустройства кривых. Начало коммерческой эксплуатации поезда «Allegro» намечено на 2010 год. Скорость будет достигать 200 км/час.

Каждый поезд будет состоять из 7 вагонов: 1 вагон для пассажиров бизнес-класса, 5 вагонов для пассажиров 2 класса и вагон-ресторан с изолированным помещением для курящих. Предполагаемое количество пассажирских мест - 300.

Общее количество скоростных поездов, планируемых к обращению на участке Санкт-Петербург - Хельсинки к 2010 году, составит 4 пары в сутки.

30 ноября 2007 года с участием первых лиц ОАО "РЖД" и ALSTOM в г. Савильяно (Италия) состоялась церемония запуска производства первого высокоскоростного электропоезда типа "Пендолино" для пассажирского сообщения по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки.

Главным требованием к моторвагонному подвижному составу для организации скоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки было то, что он должен быть разработан, собран и испытан в заданной конфигурации в соответствии с европейскими стандартами и соответствовать современным требованиям скорости, комфорта и безопасности.

Ввод скоростного движения на направлении Санкт-Петербург - Хельсинки позволит сократить время в пути до 3-3,5 часа по сравнению с существующими сегодня 5,5 часа. В частности, по территории России время в пути планируется сократить на 2 часа 27 минут.

Сокращение времени следования поездов на данном направлении возможно за счет модернизации инфраструктуры, закупки нового скоростного состава, а также организации прохождения пограничных и таможенных формальностей во время движения поезда.

С 2007 года проводится комплексная реконструкция скоростного участка Санкт-Петербург – Выборг – Бусловская (Госграница) с целью сокращения времени следования с 2 часов 15 минут до 1 часа 30 минут. 

screenRenderTime=1