Новости Октябрьской дороги

07.05.2020|17:25

Железнодорожные хроники Великой Отечественной войны: "рыбные поезда" из Мурманска спасали жизни в блокадном Ленинграде

В тяжелейшем 1942 году мурманские железнодорожники сформировали и отправили в помощь жителям блокадного Ленинграда несколько составов с рыбопродукцией.

Самый первый "рыбный эшелон" был сформирован и отправлен в январе 1942 года. Бюро Мурманского обкома ВКП(б) 26 января 1942 года издает распоряжение "Об отправке рыбы трудящимся города Ленинграда", в котором указывается: "Учитывая тяжелое положение с продовольствием в городе Ленинграде и несмотря на ограниченность запасов рыбы в Мурманске, … отгрузить трудящимся Ленинграда: медицинского жира – 9 т, семги – 40 т, сельди соленой – 50 т, рыбы соленой – 100 т".

Использовавшиеся в то время грузовые крытые двухосные вагоны имели грузоподъемность 16 т. Перед мурманскими железнодорожниками была поставлена задача в кратчайшие сроки найти остродефицитный подвижной состав и сформировать специальный "рыбный поезд".

В этот период Мурманская железная дорога была перерезана немецкими войсками, поэтому продвижение эшелона было связано с большими трудностями. Эшелон следовал по маршруту Мурманск – Оленья – Имандра – Кандалакша – Лоухи – Кемь – Беломорск – Вологда – Волховстрой – Жихарево. От Беломорска по направлению к Вологде (до ст. Обозерская) эшелон двигался по недостроенной ветке, в пути часто не хватало топлива для паровозов, были вынужденные остановки. Сейчас время проследования поезда по маршруту Мурманск – Санкт-Петербург составляет чуть менее суток, а в то время первому эшелону для доставки рыбопродукции в Ленинград потребовалось 24 дня.

Непрерывные бомбежки также затрудняли продвижение. Например, во время ожесточенного налета вражеских бомбардировщиков на станцию Войбокало, в ходе которого был уничтожен вокзал, "рыбный эшелон" стоял на разъезде Новый Быт, в нескольких километрах от атакуемой станции. Несмотря на все это, ни один вагон с грузом в пути не пострадал.

20 февраля 1942 года эшелон с рыбопродукцией прибыл на ст. Жихарево, где она была перегружена из вагонов на автомашины. Ночью с погашенными фарами автомобили направились по ледовой Дороге жизни в Ленинград. Груз был доставлен по назначению. Медицинский (рыбий) жир, сельдь, семгу и соленую рыбу сразу же распределили по госпиталям, детским учреждениям, предприятиям и воинским частям Ленинградского округа.

Несмотря на то, что жители Мурманска в течение 1942 года также испытывали значительные затруднения с продовольствием, в городе было сформировано и отправлено в Ленинград еще несколько "рыбных поездов". Причем сроки доставки груза удалось значительно сократить. Так, например, 19 июля 1942 года был отправлен состав с 150 т соленой рыбы, 10 т рыбьего жира и 3 т 600 кг семги. Груз без потерь прибыл 27 июля на станцию Кобона, откуда был переправлен водным транспортом на другой берег Ладожского озера. Рыбопродукция была доставлена в Ленинград 31 июля.

"Рыбные поезда", сформированные мурманскими железнодорожниками, оказали неоценимую услугу сражающемуся Ленинграду, поддержали его в самое трудное время блокады и спасли немало человеческих жизней.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1