Новости Октябрьской дороги

27.07.2004|10:00

Витебский вокзал отметит свой столетний юбилей

В августе 2004 года исполнится 100 лет со дня со дня открытия одного из красивейших вокзальных комплексов Санкт-Петербурга - Витебского вокзала.

Этот день - особенный не только для работников Витебского отделения, но и для всей дороги в целом. В юбилейных мероприятиях, организацией которых сейчас активно занимается руководство Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», кроме работников вокзала и железнодорожного транспорта примут участие ветераны, представители районной и городской администрации. Сам праздник планируют провести 29 июля. Программа планируемого торжества весьма разнообразна - начавшись с митинга и обзорной экскурсии по вокзалу она перерастет в брызги огненных фонтанов и концерт с участием звезд Петербургской эстрады.

Историческая справка.

Немного найдется в мире пассажирских зданий, устроенных так, чтобы поезда прибывали к вокзальным перронам, расположенным на втором этаже здания. К разряду таких сооружений и относится Витебский вокзал.

Можно считать, что история этого здания началась в 1899 году, когда Общество Московско-Виндаво-Рыбинской (МВР) железной дороги выкупило первую дорогу Петербурга - Царскосельскую, и сразу же приступило к ее капитальной реконструкции. Одновременно усилиями акционерного Общества МВР разрушались старые и несовершенный здания и сооружения, вместо них выстраивались новые, прокладывались железнодорожные участки.

Дорога Санкт-Петербург-Витебск строилась по частям: сначала - участок Санкт-Петербург - Царское Село, затем - Царское Село - Дно, Новосокольники-Витебск и, наконец, 1 августа 1904 года по старому стилю состоялось официальное открытие железной дороги Санкт-Петербург - Витебск.

В отличии от типовых проектов, которые обычно применяло Общество «МВР» при строительстве новых линий, здания петербургской сети выделялись интересными архитектурными решениями.

Самой грандиозной постройкой к 1904 году являлось здание Царскосельского (ныне - Витебского) вокзала в Санкт-Петербурге. С самого начала работу архитекторов осложняло местоположение здания, в частности, наличие в непосредственной близости Обводного канала. Во избежании пересечения железнодорожных путей в одном уровне с набережными канала и Боровой улицей, все станционное путевое развитие спроектировали на более высоком уровне по отношению к нулевой отметке Адмиралтейского фуштока. Это и объясняет наличие платформ на втором этаже здания. Кроме того, строительство осложнялось еще и тем, что необходимо было также отдельное место и для Императорских поездов. Не удивительно, что из шести премированных архитектурных проектов, ни один не был использован в первоначальном виде.

И все же, не смотря на такие трудности, здание было построено. Это был поистине царский вокзал - 3 вестибюля для пассажиров, и отдельный Императорский павильон. Вся его внутренняя отделка была выполнена в новом для того времени стиле - модерн. Асимметричная композиция, полуциркульные окна на фронтоне, множество декоративных элементов, тамбур, облицованный изразцами, мраморная решетка лестницы, бюст Николая I на высоком пьедестале из красного порфира, мраморные доски и живописные панно - все это говорило о чрезвычайной важности и представительности вокзала.

Прошли годы. Многое изменилось близ Витебского вокзала: засыпан Введенский канал, в бывшем Императорском павильоне длительное время находились кассы пригородных поездов, чуть позже в бывших императорских комнатах был подготовлен первый номер журнала «Гудок», который впоследствии стал отраслевой ежедневной газетой. И вокзальное здание, и станция Императорских поездов неоднократно претерпевали реконструкцию. На стопятидесятилетие отечественных железных дорог вокзал получил в подарок еще одно памятное украшение - в специальном павильоне установили копию паровоза «Проворный», совершившего первый в России рейс из Санкт-Петербурга в Царское Село. А в 1997 году на фасадной части здания была установлена мемориальная доска в честь Ф.А. Герстнера - строителя первой железной дороги в России - Царскосельской.

Конечно же, преобразился Витебский вокзал и в преддверии трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга. Вновь бьют часы на вокзальной башне, в солнечных лучах осколками брызг играют разноцветными красками восстановленные витражи. Вернулся на свое историческое место и бюст Николая I, во время царствования которого и появились железные дороги в России. Но одно остается неизменным - как и прежде вокзал гостеприимно раскрывает свои двери для тех, кто собирается в дорогу.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1