Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
16.11.2021   09:32

Мурманской железной дороге 105 лет

Возведение самой северной магистрали от станции Петрозаводск к незамерзающему порту на Мурмане велось в сложных климатических и рельефных условиях Севера и Заполярья через скалы, реки и болота. Укладка линии проводилась на трех участках: Петрозаводск – Сорока (сейчас это Беломорск), Сорока – Кандалакша, Кандалакша – Романов–на–Мурмане (сейчас – Мурманск). При этом в основном использовался ручной труд строителей (как военнопленных, так и вольнонаемных, в том числе иностранцев, большей частью – китайцев). В разные периоды строителей было свыше 150 тысяч человек.

Строительство Мурманской железной дороги началось в 1915 году и завершилось 3 (16) ноября 1916 года открытием сквозного движения от Петербурга до Мурманска. В этот день две партии рабочих – укладчиков, двигаясь навстречу друг другу с севера и юга, на 537 версте (между Кемью и Лоухами) завершили укладку последнего участка железной дороги. По старой традиции, здесь состоялась торжественная церемония забивки последнего, венчавшего дело, серебряного костыля. Через некоторое время в состав Мурманской железной дороги вошла частная Олонецкая дорога (1917 году). Таким образом, Петербург получил выход в порты Белого и Баренцева морей. 21 января 1935 года Мурманская магистраль была переименована в Кировскую железную дорогу.

В годы Гражданской и Великой Отечественной войн железная дорога стала фронтовой линией. Поскольку в сентябре 1941 года противник перерезал Кировскую железную дорогу на участках Свирь – Петрозаводск – Медвежья Гора – Масельгская, то потребовалось достроить незавершенную к тому времени линию Сорокская – Обозерская, протяженностью 357 км – один из наиболее коротких выходов из Мурманского порта и Кольского полуострова в районы Центра России, Урала, Сибири и Поволжья. После этого по ней пошли доставленные из союзных стран по ленд-лизу военная техника и продовольствие.

В 1959 году в связи с преобразованием Карело-Финской ССР в Карельскую автономную социалистическую республику, Кировская дорога вошла в состав Октябрьской магистрали. В последующие годы дорога развивалась, были построены вторые пути на участке Апатиты – Волховстрой, проведена электрификация участка Идель – Медвежья Гора – Петрозаводск – Свирь.