21.03.2012   13:39

Первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов провел расширенное видеоселекторное совещание по вопросу взаимодействия компании с морскими портами.

20 марта в центральном офисе ОАО "РЖД" в Москве под председательством первого вице-президента компании Вадима Морозова состоялось расширенное видеоселекторное совещание по вопросу взаимодействия ОАО "РЖД" с морскими портами. В нем приняли участие заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков, заместитель министра транспорта Виктор Олерский, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Цыденов, заместитель руководителя Федерального агентства речного и морского транспорта Сергей Горелик, руководители железных дорог-филиалов ОАО "РЖД", представители компаний-операторов, региональных транспортных ведомств, руководители морских портов.

В центре обсуждения были вопросы координации работы железнодорожного и морского видов транспорта, согласования планов погрузки, организации своевременной выгрузки в портах.

Подводя итоги взаимодействия ОАО "РЖД" с морскими портами в 2011 году и в начале 2012 года, Вадим Морозов отметил тенденцию значительного увеличения перевозок на экспорт через российские порты. По его словам, если в 2011 году рост погрузки на экспорт составил 6%, то за два месяца 2012 г. – уже 16%. Погрузка на экспорт превысила докризисный уровень (2007 г.) по Северо-Западному бассейну на 30%, по Южному – на 11%, по Дальневосточному – на 82%. Первый вице-президент подчеркнул, что сформировались благоприятные условия для развития российских портов. В связи с этим основная задача сегодня, по словам Вадима Морозова, повысить эффективность работы всех участников перевозочного процесса.

При этом он отметил, что хотя выгрузка в терминалах возросла в текущем году по отношению к прошлому году на 19%, обеспечивается она всего на 70% от перерабатывающей способности портов. Таким образом, не использованы возможности по выгрузке 156 тысяч вагонов Ежесуточно на припортовых железных дорогах в 2012 году простаивает в ожидании выгрузки 31 200 вагонов с экспортными грузами. Отставлено от движения в среднем 176 поездов, что в два раза больше, чем в соответствующий период прошлого года.

Вадим Морозов обратил внимание участников совещания на продолжающийся рост повреждаемости вагонов при выгрузке в портах. По его словам, за два месяца 2012 г. в морских портах было повреждено 13 200 вагонов. Наибольшее количество — 9 500 вагонов повреждено в дальневосточных портах, или 72%. В Мурманском торговом порту повреждено 2 700 вагонов, или 20% от общего количества. Вместе с тем он привел и положительные примеры развития и модернизации технического оснащения в портах Ванино и Усть-Луга.

Заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков, обращаясь к руководству Мурманского торгового порта, отметил необходимость рассмотрения на Совете директоров вопроса о его техническом переоснащении, оборудовании вагоноопрокидывателями, и о включении этого пункта в инвестиционную программу порта.

Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов, докладывая по селекторной связи из Санкт-Петербурга, также акцентировал внимание на отставании развития инфраструктуры порта, что подтверждает и проведенный анализ цепочки следования груза по технологии lean production.

В своем докладе Виктор Степов отметил, что в 2012 г. произошел рост перевалки грузов в портах Северо-Западного региона на 27 %. Освоение растущих грузопотоков, в условиях ограниченных пропускных способностей на подходах к портам, достигнуто за счет логистических схем распределения грузопотоков, что позволило обеспечить планомерный завоз груза на припортовые станции. Для выполнения поставленных Правлением компании задач по обеспечению выгрузки на Октябрьской железной дороге действует программа по работе с портами.

Виктор Степов особо подчеркнул, что значительную роль в достижении положительных итогов сыграло введение новой формы взаимодействия с участниками перевозочного процесса - проведение заседаний Северо-Западного Межрегионального координационного совета, которые доказали свою эффективность.

Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Цыденов, комментируя прозвучавшую несколькими днями ранее информацию о передаче припортовых станций в управление портам, уточнил, что речь шла о развитии портовой инфраструктуры:

– Железная дорога должна довезти до порта, а порт, в свою очередь, должен развивать свои пути. Речь не идет о передаче припортовых станций. Если порт не готов выгрузить вагоны, к примеру, по причине неподхода судна, у него должна быть своя резервная железнодорожная инфраструктура, куда можно отставить вагоны. Порт, который заботится о перспективах своего развития, может построить такого рода инфраструктуру.

Участники совещания отметили необходимость внесения изменений в законодательные акты, касающиеся деятельности морского и железнодорожного транспорта. В частности, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский отметил, что в настоящее время проводится большая работа над пакетом поправок к закону "О морских портах", где, в том числе, есть раздел, касающийся железнодорожного транспорта, и предложил ОАО "РЖД" провести совместное обсуждение по этой теме. Вадим Морозов, в свою очередь, также подчеркнул важность упорядочивания законодательства в обеих сферах. По его словам, необходимо сделать соответствующие выводы из ситуации, сложившейся с погрузкой в феврале текущего года, и учесть их в поправках в нормативные акты.