Железная дорога 1941-1945

Железнодорожники Тихвина в годы Великой Отечественной войны

станция тихвин 1941.380

Станция Тихвин. 1941 г.

В первые дни войны основной задачей тихвинских железнодорожников стала организация эвакуации детей из Ленинграда. С 28 июня 1941 года в городе для этого дополнительно открывались многочисленные детские сады и школы. За короткое время прибыло около 3,5 тысяч малышей. Железнодорожники четко обеспечивали движение эшелонов, встречу на вокзале и организацию дальнейшего распределения эвакуированных по машинам.

С сентября 1941 года Тихвин стал прифронтовым городом. Здесь, а также в ближайших рабочих поселках Пикалево и Бокситогорск были образованы группы для охраны стратегических объектов: железной дороги, мостов, линий связи. На предприятиях города, в том числе железнодорожных, были созданы фронтовые бригады из работников, взявших на себя обязательства в два-три раза перевыполнять нормы, вырабатывая их за тех, кто ушел на фронт.

К поездам с эвакуированными жителями добавились поезда с ранеными, оборудованием фабрик и заводов; в обратную сторону, на фронт, шли эшелоны с боеприпасами.

 3 380

Начальник станции Тихвин Н.И.Макаров, награжденный орденом "Красной звезды" за самоотверженную работу восстановлению станции Тихвин. Ноябрь, 1942 г.

На железнодорожную станцию Тихвин 14 октября 1941 года был совершен авиационный налет в тот момент, когда здесь находились одновременно эшелоны с горючим и снарядами с востока, а из Ленинграда прибыл санитарный поезд с ранеными и поезд с эвакуированными. Бомбежка продолжалась шесть часов. На станцию было сброшено несколько десятков фугасных и сотни зажигательных бомб. Вспыхнули цистерны. Тихвинские железнодорожники проявили настоящий героизм, стремясь не допустить многочисленных жертв среди людей и спасти боеприпасы для фронта. В этот день погиб секретарь железнодорожной комсомольской организации Илья Болгал: вместе со своими товарищами он оттаскивал вагоны со снарядами и цистерны с горючим на безопасное расстояние. Всего при налете погибло девятнадцать железнодорожников, а также большое количество эвакуированных.

В ночь на 27 октября 1941 года немецкой авиацией вновь был совершен массированный налет, в результате которого было сильно разрушено железнодорожное полотно, уничтожены паровозы и вагоны. Однако уже через сутки были засыпаны многочисленные воронки, восстановлен главный путь. Через несколько дней были проложены запасные пути. В последующие дни воздушные налеты повторялись регулярно, однако благодаря мужеству железнодорожников движение через станцию было бесперебойным. Ценой нечеловеческих усилий пути восстанавливались вновь и вновь, иногда прямо под бомбежками.

5 380

Старший агент бюро учета станции Тихвин Т.А.Базунова. Награждена медалью "За отвагу". Ноябрь 1942 г.

Еще в сентябре 1941 года немецко-фашистское командование пришло к выводу, что пока защитники Ленинграда будут поддерживать связь со страной, сломить их сопротивление не удастся. Только полная блокада города могла, по мнению захватчиков, заставить войска и население прекратить борьбу. Гитлеровцы разработали план глубокого обхода Ленинграда с юго-востока, в соответствии с которым предполагалось нанести удар из района Чудово в направлении Тихвина и Волхова, соединиться с финскими войсками на реке Свирь и замкнуть восточнее Ладожского озера кольцо блокады вокруг Ленинграда.

В конце октября 1941 года в связи с наступлением противника железнодорожники под обстрелами и бомбежками обеспечили эвакуацию аппаратуры телеграфно-телефонной станции Будогощь и всех устройств связи.

Враг занял Тихвин 8 ноября.

Машинист Кировской железной дороги В.И.Тараканов так вспоминал предшествующие этому события:"В ночь на 7 ноября наша паровозная бригада вела небольшой состав в сторону Будогощи. Везли боеприпасы и медикаменты. Ночь была темная, хоть глаз выколи. Ехали вслепую, с ограниченной скоростью. Отъехав несколько километров от Тихвина, мы увидели огненные вспышки. Отчетливо слышалась артиллерийская канонада. Трудно было поверить, что враг подошел так близко к нашему городу. Но положение оказалось еще более серьезным, чем мы предполагали. Наш поезд едва не попал в руки противника. Нам удалось увести состав только потому, что вражеские минометчики поторопились открыть огонь. Рядом с паровозом разорвалось несколько мин, одна мина даже попала в тендер, пробила котел".

Железнодорожники успели эвакуировать и подвижной состав, и все мало-мальски ценное имущество. Последней покинула Тихвин паровозная бригада В.Н.Алешина, она вывезла пожарный поезд и вагоны со снарядами.

Перерезанной оказалась последняя железнодорожная магистраль, по которой до побережья Ладожского озера шли грузы в осажденный Ленинград, однако попытка гитлеровцев прорваться к реке Свирь и Ладожскому озеру была сорвана упорной обороной советских войск, и, несмотря на захват Тихвина, дальнейшее наступление было остановлено.

4 380

Составитель поездов станции Тихвин Ф.С.Рыбацкий за самоотверженную работу в годы Великой Отечественной войны награжден медалью "За отвагу". Ноябрь, 1942 г.

В связи с важнейшим стратегическим значением Тихвина уже в декабре советские войска начали Тихвинскую наступательную операцию. К концу месяца враг был отброшен за железную дорогу Мга – Кириши, советские войска освободили участок железной дороги от станции Тальцы до станции Кириши, важнейший железнодорожный узел Будогощь и линию Будогощь – Тихвин. Вслед за войсками шли железнодорожные ремонтные бригады, восстанавливавшие дорогу и мосты, разрушенные противником. Особенную трудность представляло восстановление железнодорожного моста через реку Сясь. Руководил работами начальник головного восстановительного поезда № 10-бис П.И.Богомолов. Работы велись на тридцатиградусном морозе, вдали от жилья. Часто в этом районе появлялась вражеская авиация, начиналась бомбежка. В начале января 1942 года линия Тихвин – Волховстрой, в которой так нуждался Ленинград, была восстановлена. Из Тихвина отправились первые эшелоны, станция стала работать на обеспечение находящегося в блокаде города продовольствием и эвакуацию ленинградцев.

В 1942–1943 годах были произведены масштабные работы по увеличению пропускной способности железнодорожной линии Тихвин – Будогощь.

тихвин мемориальная доска 380

Мемориальная доска железнодорожникам, погибшим в результате первого массированного налета фашистской авиации на железнодорожную станцию Тихвин 14 октября 1941 года. Установлена на вокзале Тихвин в 2011 году, в память о 70-летии со дня трагедии

Строительство линии было начато незадолго до начала войны, и осенью 1941 года, когда по ней открылось рабочее движение, к постоянной эксплуатации линия готова не была. Незаконченным оставалось земляное полотно, отсутствовали водоотводные канавы и ряд искусственных сооружений. Тем не менее, ветка являлась важной коммуникацией для обеспечения доставки грузов до находящегося в блокаде Ленинграда. Построенные временные обходы были уничтожены фашистами в период оккупации в ноябре – декабре 1941 года. После освобождения Тихвина НКПС поставил задачу реконструировать данную линию и довести ее пропускную способность с 3–5 пар поездов в сутки до 12 пар поездов.

Начальник железнодорожных войск Советской Армии генерал-полковник технических войск А.М.Крюков в своей книге "Пути и тревоги: Записки военного железнодорожника" вспоминает эти события: "Работы по реконструкции железнодорожной линии Тихвин Будогощь были сопряжены с большими трудностями. Не хватало строительных материалов, и нам приходилось изыскивать их на месте. Много осложнений приносили грунтовые воды. Они часто вызывали в откосах выемок обвалы и оползни. Но, несмотря на все это, дорога была реконструирована. К осени 1943 года ее пропускная способность составила 14 пар поездов в сутки".

В течение нескольких месяцев через линию Будогощь – Тихвин пролегал кратчайший путь из Москвы в осажденный Ленинград. Узловая станция Чудово с августа 1941 года по январь 1944 года была оккупирована, город Кириши долгое время находился на линии фронта.

После строительства ветки Любытино – Неболчи, реконструкции линии Будогощь – Тихвин и возведения участка Поляны – Шлиссельбург (Дорога Победы) движение из Москвы в Ленинград осуществлялось через Окуловку — Неболчи – Тихвин – Волховстрой – Поляны – Шлиссельбург. На станцию Будогощь поезда не заходили. Был построен обход, позволявший осуществлять движение Тихвин – Неболчи без смены направления движения. Это не только экономило время, но и снижало риск попадания под бомбардировки, которым часто подвергалась станция Будогощь. В 1943 году было восстановлено движение скорого поезда "Красная стрела" сообщением Москва – Ленинград, который проследовал именно таким путем.

Вернуться на главную страницу

screenRenderTime=2