Железная дорога 1941-1945

Железнодорожники Великолукского узла в годы Великой Отечественной войны. Работа у линии фронта

Город Великие Луки стал местом тяжелых боев как на начальном этапе Великой Отечественной войны, так и на этапе ее коренного перелома. В первые же дни войны, наряду с военными объектами, железнодорожные узлы и станции как стратегические объекты подвергались мощнейшим атакам неприятеля. Великолукский узел оказался прифронтовым.

Великие Луки 8а 380

Разрушенный железнодорожный вокзал станции Великие Луки. 1941 г.

От Наркомата путей сообщения 23 июня 1941 года на железнодорожный узел поступило указание Мобилизационного управления Генерального штаба Красной Армии о том, что все рабочие и служащие железнодорожного транспорта мобилизации в армию не подлежат, а 24 июня был введен воинский график движения поездов, по которому предусматривалось первоочередное продвижение воинских эшелонов, максимальное использование пропускной способности линий и обеспечение быстрой и четкой работы станций.

В хозяйственных службах железнодорожного узла быстро произошла перестройка на военный лад. Четкость действий продемонстрировали работники при организации эвакуации в тыл населения города, беженцев из западных регионов страны и оборудования фабрик и заводов. Первый массированный налет гитлеровцев на Великолукский железнодорожный узел пришелся на 2 июля 1941 года. Был подожжен эшелон с боеприпасами, но усилиями железнодорожников, бойцов истребительного отряда и жителей города очаги пожара удалось локализовать.

В последующие дни воздушные налеты участились. При этом воинские эшелоны шли через станцию Великие Луки непрерывным потоком. Железнодорожники не покидали свои рабочие места. Рискуя жизнью, под обстрелами они готовили маневровые маршруты, отцепляли горящие вагоны, отгоняли составы в безопасное место. Особенно опасным было попадание снаряда в эшелон с боеприпасами. Вагоны загорались, и через считанные минуты поезд мог взлететь на воздух. Железнодорожники проявляли большую самоотверженность, когда, обжигая руки, расцепляли горящие составы. Для оперативного восстановления разрушенной бомбардировками инфраструктуры был сформирован и оснащен всем необходимым для ремонта специальный поезд "Подрем-2".

З.М.Богданов.jpg

Богданов Зотик Маркович, начальник станции Великие Луки в годы Великой Отечественной войны

Немецким захватчикам удалось войти в город 18 июля 1941 года, однако через три дня он был освобожден советскими войсками. Больше месяца продолжалась героическая оборона Великих Лук. Особой самоотверженности требовала работа железнодорожников: узел по существу оказался на самой линии фронта. Поезда прибывали и отправлялись днем и ночью. Рискуя жизнью, люди сутками не покидали своих постов, станция под руководством З.М.Богданова не прекращала работы.

Гитлеровцы снова вошли в Великие Луки 25 августа 1941 года. В период оккупации железнодорожники принимали активное участие в партизанском движении, организовывали диверсионные акции по разрушению железнодорожной инфраструктуры захватчиков, приводили в негодность вражеские бронепоезда и пускали под откос составы. Наиболее известные партизаны-железнодорожники – это столяр локомотивного депо Новосокольники Н.А.Кудрец, организатор партизанского отряда "За Родину" и дежурный станции Великие Луки П.Ф.Соколов, партизан отряда "Смерть фашизму". С участием Н.А.Кудреца 3 февраля 1942 года был разбит вражеский гарнизон на станции Насва, 7 февраля на станции Выдумка уничтожено около сотни фашистов, 11 февраля разбит гарнизон на станции Маево и взорваны рельсы. За голову Кудреца фашисты обещали награду в 10 тысяч марок, но он был неуловим. Взвод, которым командовал П.Ф.Соколов, пустил под откос 11 немецких эшелонов, организовал взрыв на перегоне Великие Луки – Чернозем, в результате которого погибло 30 фашистов. Самоотверженно боролись в партизанских отрядах и женщины. Одна из самых известных железнодорожниц-партизан – стрелочница станции Новосокольники А.С.Быстрова.

В ходе Великолукской наступательной операции ноября 1942 – января 1943 года перед железнодорожными войсками стояла важная задача восстановления железных дорог для обеспечения операций советских войск. Станционные пути и стрелочные переводы железнодорожного узла Великие Луки были полностью подорваны и завалены разбитым и сгоревшим подвижным составом. Восстановительные работы приходилось вести не только под бомбежками и артобстрелами, но и под ружейно-пулеметным огнем. Подразделения 14-го путевого батальона под командованием майора 6-й железнодорожной бригады Ф.И.Масквитиса вели работы в 300–400 метрах от окопов противника. Под огнем врага солдаты и сержанты ползком перетаскивали и укладывали рельсы, лежа забивали костыли. Работы чаще всего велись ночью. В этой обстановке Масквитис показывал подчиненным личный пример бесстрашия: он постоянно находился в самых трудных и опасных местах. Участок был восстановлен в срок. По стальным путям, возрожденным героическим трудом воинов-железнодорожников, двинулись бронепоезда. Они обрушили свой огонь на вражеские укрепления, поддерживая наступление войск. Масквитис был удостоен звания Героя Социалистического Труда, двух орденов Красной Звезды и ряда других государственных наград.

Великие Луки 4а 380

Станция Великие Луки во время оккупации. 1942 год

Проявили мужество и члены бригад бронепоездов. Когда 29 декабря 1942 года на станцию Великополье были переброшены 57-й и 62-й дивизионы бронепоездов, треугольник Великие Луки – Невель – Новосокольники был связующим звеном между Демьянской и Ржевской группировками фашистов. Железная дорога Витебск – Дно (главная артерия) снабжала вражескую группу армий "Север". Гитлеровцы превратили Великие Луки в мощный узел сопротивления с развитой системой дотов, дзотов, минных полей, противотанковых укреплений.

Из книги А.В.Ефимьева "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945": "Удачную позицию для огневых налетов выбрал бронепоезд № 686. Он успешно поражал укрепления противника. Но фашистам удалось засечь его расположение. Командир бронепоезда, старший лейтенант П.А.Куневич решил переменить стоянку. Последовала команда: "Ход вперед! Полный!" Но паровоз не послушался опытного старшего машиниста В.П.Калина. Бронепоезд не сдвинулся с места. В.П.Калин вместе со своим помощником старшиной А.Н.Дубовицким содержали паровоз всегда в исправном, ухоженном состоянии. Что же случилось? Машинист был весь в поту. А немецкие снаряды тем временем, нащупывая состав, разрывались все ближе. Спасли опытность и быстрота соображения. Машиниста вдруг осенило. Железнодорожные пути в этих сырых местах были ветхие, не скрепили их даже сильные морозы, которые тогда стояли. Паровоз по своему весу значительно тяжелее соседних бронеплощадок, он попросту просел между ними. И весь состав оказался в натянутом состоянии. В.П.Калин мгновенно отдал команду ослабить винтовую стяжку – упряжь между тендером и ближайшей бронеплощадкой. От быстроты исполнения зависело многое. П.Ф.Сафронов, помощник машиниста, справился с заданием моментально. Оставалось потихоньку сняться с места, двинуться без рывка и снопа искр из дымовой трубы. Калин осторожно открыл регулятор тяги, поставил его на малый клапан. Бронепоезд плавно пошел вперед и неприметно для врага скрылся. Перебрался на другую позицию в выемке полотна на расстоянии 800 метров от прежней стоянки. Немцы этот маневр пропустили и продолжали обстрел еще минут сорок. Там, где бронепоезд только что находился, весь железнодорожный путь был сильно исковеркан. Задержись бронепоезд еще немного – не сдобровать бы ему".

Остатки фашистского гарнизона, оборонявшегося в районе железнодорожного узла, были ликвидированы 13 января 1943 года. Через два дня советские бойцы выбили немцев из здания железнодорожной станции и паровозного депо. А 17 января 1943 года город был полностью освобожден.

После освобождения города трудящиеся принялись за его восстановление. Враг разрушил все, что поддавалось уничтожению, 91% построек превратился в руины. Оккупантами было взорвано 123 километра железнодорожных станционных путей, паровозное депо, 12 700 квадратных метров служебных помещений. Паровозники, движенцы, путейцы, связисты, отработав смену в депо или на станции, присоединялись к строителям, растаскивали завалы. Восстановление осложнялось тем, что и после освобождения город долго находился в прифронтовой зоне, продолжая нести огромные потери. Всего в нескольких десятках километров от Великих Лук в течение почти года находилась передовая. Почти год еще продолжались бои за Невель и Новосокольники. Случалось, что только-только восстановленный с величайшим напряжением сил объект в результате авиаударов снова превращался в груду развалин.

Kushner_Mh_Iv.

Кушнер Михаил Иванович (1906-1986), в годы Великой Отечественной войны машинист. Герой Социалистического труда

Специальными воинскими организациями, способными обслуживать прифронтовые железнодорожные участки, были эксплуатационные железнодорожные части. Воины-эксплуатационники нередко обслуживали головные участки в условиях воздушных налетов и артиллерийских обстрелов, проявляя при этом мужество, героизм, отвагу. Так, например, 21 марта 1943 года на перегоне Волобецкая – Гущино головного участка Великие Луки – Гущино поезд с боеприпасами подвергся сильному артиллерийскому и минометному обстрелу. Машинист младший сержант Кисличенко не растерялся и умелым маневрированием вывел поезд из-под огня и доставил его к месту назначения без потерь и повреждений.

На железнодорожном узле работами по восстановлению руководили начальник паровозного депо А.И.Дворников, начальник дистанции пути А.С.Стаскевич, начальник дистанции связи и сооружений А.Д.Хребтов. Начальником станции снова стал ветеран железнодорожного транспорта Зотик Маркович Богданов. За исключительные заслуги перед государством в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в трудных условиях военного времени звания Героя Социалистического Труда в 1943 году был удостоен великолукский железнодорожник – машинист паровоза М.И.Кушнер: десять раз вражеские самолеты нападали на его паровоз, но ни разу бригада не ушла с поста.

Постепенно фронт отступал, и город возрождался к мирной жизни. Однако в ночь с 19 по 20 июля 1944 года произошла одна из главных трагедий Великой Отечественной войны для железнодорожников Великолукского узла. Так как узел продолжал оставаться одним из важнейших пунктов по снабжению фронта боеприпасами, вооружением, техникой и резервами, гитлеровцы решили стереть его с лица земли. Около 100 самолетов налетели на город и сбросили бомбы на железнодорожный узел и прилегающий к нему район. Было уничтожено почти все, что восстанавливалось с таким трудом (паровозное депо, железнодорожное полотно с рельсами, вокзал, многие служебные здания, жилые дома), разбито семь паровозов, три эшелона с боеприпасами, уничтожен санитарный поезд с ранеными. Но ни один железнодорожник во время налета не покинул своего поста. Работники депо организовали тушение пожара, и, несмотря на то, что рядом сыпались бомбы и рвались снаряды, спасали ценное оборудование. При налете погибло 104 железнодорожника, а 280 были ранены. Приказ № 217 начальника депо от 23 июля 1944 года гласил: "В ночь с 19 на 20 июля 1944 года Великолукский железнодорожный узел подвергся массированному налету вражеской авиации. Коллектив паровозного депо понес невосполнимые человеческие потери. Кроме того, хозяйству паровозного депо нанесен большой материальный ущерб...". Несмотря на грандиозность человеческих потерь и разрушений, движение эшелонов через Великие Луки было восстановлено уже спустя сутки.

Погибшие железнодорожники были захоронены в братской могиле, в 80 метрах от железнодорожного полотна. Также в память о них у стен депо высится памятная стела, где перечислены имена погибших.

Фотографии
Великие Луки 1а 380 Великие Луки 2а 380

Вокзал Великие Луки. 1941 год

Великие Луки. 1941 год. После освобождения города советскими войсками пути сняты и переброшены для восстановления полотна на другой участок

Великие Луки 3а 380 Великие Луки 5а 380

Железнодорожный вокзал Великих Лук во время оккупации. 1941-1942 гг.

Станция Великие Луки во время оккупации. 1942 год

Великие Луки 6а 380 Великие Луки 7а 380

Советские бойцы выбивают немцев с железнодорожной станции. 1943 год

Железнодорожный вокзал после боев за освобождение города. Лето 1943 года

Великие Луки 9 380 Великие Луки 10 380

Разрушенный железнодорожный вокзал

Восстановление железнодорожных путей после освобождения Великих Лук. 1943 год

Великие Луки 11 380 12 380

Восстановление железнодорожного вокзала. 1945 год. После войны железнодорожный вокзал был восстановлен, а в начале 1960-х перестроен

Памятная стела в память о железнодорожниках, погибших при артналете на великолукский железнодорожный узел в 1944 году, и паровоз-памятник Л-1846

Вернуться на главную страницу

screenRenderTime=1