Железная дорога 1941-1945

Калининская (Тверская) область - в центре железных дорог

тверь 2 380

Разрушенный железнодорожный вокзал ст. Калинин. 1941 г.

Калининская область обладала разветвленной сетью железных дорог. Здесь проходили пути Октябрьской, Калининской и Ярославской железных дорог. Железнодорожные узлы Бологое, Калинин, Ржев, Торжок, Великие Луки, Сонково имели стратегическое значение. В первые дни войны НКПС были рассмотрены неотложные вопросы по организации работы железнодорожного транспорта в военных условиях, и 24 июня 1941 года введен воинский график движения поездов, по которому предусматривалось первоочередное продвижение воинских эшелонов, максимальное использование пропускной способности линий и обеспечение быстрой и четкой работы станций.

В июле 1941 года калининские железнодорожники подхватили инициативу горьковских коллег: работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт, то есть выполнять норму на двести процентов. Первыми такие показатели работы обеспечили мастер производственного цеха паровозного депо Калинин В.Максимов, электросварщик М.Небывалов, машинист А.Богданов, который за три месяца сэкономил 17 579 килограммов топлива. Паровозные бригады поддержали почин старшего машиниста депо Новосибирск Н.А.Лунина, суть которого заключалась в том, что текущий ремонт локомотива производился силами самой паровозной бригады. Это позволило сократить простой паровозов в депо и сэкономить государственные средства на ремонт. Поддержавшие инициативу должны были в совершенстве изучить слесарное дело. В паровозных депо Бологое, Ржев, Великие Луки, Торопец, Осташков, Сонково и других большая часть ремонта выполнялась силами паровозных бригад.

Летом 1941 года огромную помощь фронту, кроме перевозки грузов, оказали коллективы Ржевского паровозного депо и вагонного участка и Осташковского паровозного депо, отремонтировав 56 авто- и бронемашин, 1 бронепоезд, 3 трактора, 8 прицепов для подвозки орудий. Министерство путей сообщения рекомендовало широко использовать опыт Калининской железной дороги на других магистралях.

В 7 часов 15 минут 9 июля 1941 года над станцией Леонтьево появился первый вражеский самолет. Он сделал пять заходов, и при каждом на пути падала очередная фугаска. Перевозить грузы часто приходилось во время бомбежек фашисткой авиации. На железнодорожные пути и станции Калининской железной дороги с 23 июня по 11 июля 1941 года было совершено 98 налетов. С приближением линии фронта интенсивность бомбардировок возросла.

Вечером 10 октября 1941 года немецкая авиация подвергла Калинин (в первую очередь район железнодорожного вокзала) усиленной бомбардировке. Из воспоминаний П.И.Чулкова, получившего задание вывезти эшелон с солдатами: "После погрузки имущества начался налет вражеской авиации. Бригада ждала справки от осмотрщика вагонов на опробование тормозов. И тут майор, командовавший погрузкой вагонов, выхватил пистолет и закричал: "Трогай, а то застрелю". Пришлось ехать без проверки тормозов".

рауд - осташков 380

Е.Н.Рауд, старший стрелочник станции Осташков Калининской железной дороги. Иллюстрация из книги "Железнодорожники в Великой Отечественной войне"

Особенно трудным для железнодорожников был период с июня 1941 по май 1942 года, когда шли сражения за Москву и осуществлялись контрнаступления наших войск. В июне, октябре – ноябре 1941 года встретились на дорогах два мощных потока грузов: воинские, идущие в западном направлении, и эвакуационные, двигающиеся на восток. Калининские железнодорожники вынуждены были не только перевозить воинские грузы, но и сами по мере продвижения противника демонтировали и увозили собственное оборудование.

Десять раз вражеские самолеты нападали на паровоз машиниста депо Осташков Калининской железной дороги М.Кушнира. Но ни разу бригада не ушла с поста. Однажды, когда Кушнир вел состав с боеприпасами, вражеские самолеты обстреляли его термитными снарядами. Они пробили воздухопроводную магистраль, произошло самоторможение поезда. В середине состава загорелись два вагона, тогда машинист расцепил поезд, отвел часть эшелона с горевшими вагонами на километр вперед и там отцепил их. Состав был доставлен по назначению.

Враг 13 октября занял станцию Дорошиха. Немцы открыли артиллерийский огонь по железнодорожному мосту. На исходе дня немецкая танковая группа армии "Центр" вошла в город. Однако 5-я стрелковая дивизия продолжала удерживать подступы к железнодорожному мосту и не допускала прорыва немцев к центру города. Задержавшийся в пути эшелон с 190-м полком дивизии попал под минометный огонь в районе платформы Пролетарская. Машинист эшелона, оценив обстановку, разогнал его до максимально возможной скорости. Попытка фашистов подорвать поезд успехом не увенчалась, и составу удалось пройти.

14 октября в 5 часов утра станцию Калинин покинул последний поезд. Работниками заблаговременно были предприняты меры по саботажу эксплуатации станции противником, в частности, выведен из строя поворотный круг депо и разрушены пути. Оставшееся имущество было уничтожено. Железнодорожники закопали свой ручной инструмент и ушли в партизанские отряды. Первая немецкая танковая дивизия приступила к штурму Калинина. К вечеру падение города стало очевидным, связь с ним прервалась. Начальник станции Степанов одним из последних на дрезине покинул Калининский узел. Но когда он прибыл в Завидово, где базировался штаб 30-й армии, ему было дано задание вернуться, сделать разведку и выяснить, занят ли город немцами. Во время этой вылазки начальник станции погиб.

Торжокский узел Калининской железной дороги, который гитлеровцам не удалось захватить, в октябре – ноябре 1941 года оставался почти единственным, через который осуществлялась перевозка грузов для Калининского и отчасти Северо-Западного фронтов. Работа железнодорожников осложнялась почти непрерывными налетами вражеской авиации. Почти полностью было разрушено тепловозное депо, 65 км железнодорожного пути, повреждены три железнодорожных моста, уничтожен вокзал и товарная станция. Но железнодорожники делали все, чтобы обеспечить доставку на фронт техники, людей, вывезти раненых. В неприспособленных мастерских бывшего центрального вагонного железнодорожного парка организовали не только промывочный, но и подъемный ремонт паровозов, так как паровозное депо было уничтожено первыми же налетами вражеской авиации. Почти на пустом месте было создано вагонное депо. Железнодорожники оказывали и другую помощь фронту. Так, группа работников восстановительного поезда в составе заместителя начальника паровозного депо Каляда, тракториста Калыгина, начальника поезда Голубева под огнем вражеской авиации и артиллерии вернула в строй бронепоезд. За героизм и огромную выдержку только в 1942 году 20 работников станции Торжок были награждены орденами и медалями.

тверь 1 380

Вокзал Калинина после освобождения города. 1941-1942 гг.

В результате Калининской наступательной операции 16 декабря 1941 года Калинин был освобожден советскими войсками. Так железнодорожный путь от Бологого до Москвы стал свободен, и необходимо было в сжатые сроки восстановить объекты узла.

В ходе боев предприятия железнодорожного узла сильно пострадали. Был взорван железнодорожный мост, сильно повреждены вагоноремонтный пункт, здания вокзала и локомотивного депо. Но даже после отступления немецкая авиация продолжала бомбить станцию. Немецкое командование рассчитывало на продолжительное время лишить жизни железные дороги и тем самым сорвать регулярное снабжение Советской Армии, затруднить дальнейшее наступление частей Калининского и других фронтов. С этой же целью фашистская авиация и артиллерия пытались всячески препятствовать железнодорожникам восстанавливать дороги. Однако за стремительно наступающей Советской Армией, не отставая, оживали стальные пути. В труднейших условиях удалось выполнить огромные по объему восстановительные работы: железнодорожникам помогало городское население, участвуя в очистке путей от снега.

Вагоноремонтный пункт возобновил свою работу 26 декабря 1941 года. В январе 1942 года на станцию Калинин из эвакуации вернулись рабочие и служащие. Восстановительные работы развернулись в полной мере. К марту 1942 года в паровозном депо было установлено все оборудование, налажено отопление и канализация. К сентябрю 1942 года на станции Калинин была полностью восстановлена дистанция пути, дистанция связи, вагоноремонтный пункт.

В январе 1942 года возобновилось движение поездов до Москвы и Малой Вишеры. Уже 16 января 1942 года на станцию прибыл первый поезд из Москвы, а 19 января открылось движение поездов на участке Калинин – Бологое. В силу сложившихся обстоятельств в ряде случаев пришлось восстанавливать железнодорожные пути по временной схеме. На участках дороги Осташков – Великие Луки, Кувшиново – Соблаго шпалы укладывались на мерзлую землю, без подбивки балласта, иногда с перекосом и с интервалом 1,5-2 метра, рельсы местами составлялись из кусков. Поэтому скорость движения поездов была низкой: на двенадцатикилометровом участке скорость ограничивалась 5 км/ч, на 56 километрах участка – 10 км/ч. Поезда иногда даже сходили с рельсов. Ситуация осложнилась весной, когда началось таяние снега. Пришлось принимать экстренные меры, чтобы обеспечить движение поездов.

Восстановительные работы на Калининской и Октябрьской железных дорогах продолжались особенно интенсивно в 1943 году.

рельсовая война 380

Операция "Рельсовая война". Партизаны минируют железнодорожное полотно

В соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года были намечены меры по восстановлению объектов Октябрьской и Калининской железных дорог. Ставилась задача в пределах области восстановить 16 вокзалов, 250 жилых домов, 79 казарм, 106 путевых будок. Предприятиям, обрабатывающим древесину, предписывалось обеспечить в первую очередь распиловку леса для железнодорожников. Обком и облисполком рекомендовали широко использовать стройматериал разрушенных зданий, привлекать к работе семьи железнодорожников. В Бологое, Западной Двине, Ржеве, Калинине, Осташкове и Торжке – всюду на железнодорожных магистралях началась работа по восстановлению вокзалов, жилых домов, путевых казарм. Были созданы специальные строительные бригады, что способствовало ускорению темпов работы. К концу 1943 года на Калининской и Октябрьской дорогах в пределах области были восстановлены 14 вокзалов, 84 казармы и полуказармы, 106 путевых будок, 231 жилой дом с общей площадью 35 245 м2 и вселено 5 780 человек.

В 1942–1943 годах на паровозе Эм 725-39 две калининские поездные бригады, возглавляемые машинистами Громовым и Алексеевым, подвергаясь постоянным обстрелам и бомбежкам, по Дороге Победы доставляли провизию, военную технику в блокадный Ленинград, вывозили раненых. Большая часть пути пролегала под прицелом немецкой артиллерии. Водить там поезда было настоящей боевой задачей со смертельным риском. В 1983 году в Калинине возле железнодорожного вокзала установлен паровоз-памятник Эм 725-39 – именно такие поезда водили калининские железнодорожники в блокадный Ленинград.

Для оказания помощи советской армии Центральный штаб партизанского движения разработал в июне 1943 года операцию, получившую название "Рельсовая война". Партизанская операция проводилась с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированных территориях СССР с целью вывести из строя железные дороги на больших расстояниях и тем самым сделать невозможным их быстрое восстановление, затруднить захватчикам переброску военных грузов на фронт. Особая роль в операции отводилась железнодорожникам, воевавшим в отрядах партизан. В ночь на 4 августа 1943 года железная дорога Рига – Москва по всей 135-километровой длине от города Новосокольники до границы с Латвией была разрушена партизанами Калининской области. Они перебили 5 635 рельсов. Оккупационные власти и органы, ведавшие дорогой, были настолько ошеломлены и деморализованы, что в течение 3-х суток почти не предпринимали мер к ее восстановлению.

Послевоенное восстановление народного хозяйства

тверь 3 380

Паровоз-памятник Эм725-39. Установлен в 1983 году. В годы Великой Отечественной войны на паровозе Эм725-39 две калининские поездные бригады, возглавляемые машинистами Громовым и Алексеевым, под обстрелом перевозили продовольствие, топливо, военную технику в блокадный Ленинград и эвакуировали раненых бойцов Ленинградского фронта

Во второй половине 1944 года прекратились вражеские бомбардировки, состояние железнодорожных путей улучшилось, но появились новые трудности. В связи с продвижением линии фронта дальше на запад возросла длина перевозок. В этих условиях от железнодорожников требовалась четкость, предельная организованность, самопожертвование. Наиболее полно определяло задачи работников железнодорожного транспорта постановление Государственного Комитета Обороны "Об ускорении оборота вагонов" от 11 января 1944 года, ставшее программным документом для железнодорожников.

Работа фронтовых бригад на транспорте являлась одной из главных форм социалистического соревнования железнодорожников. Именно во фронтовых бригадах нашло яркое проявление повышение производительности труда. На Калининской дороге работали 16 фронтовых бригад и все имели высокую производительность.

Многие коллективы улучшили работу. В Медведевском отделении Калининской железной дороги в декабре 1944 года оборот вагона при норме 1,35 часа составил 1,15 часа, простой местного вагона был снижен с 23,2 часа часа в ноябре до 16,1 часа. Отделение получило переходящее Красное знамя Управления дороги. Улучшилась работа Ржевского и Осташковского отделений. Работники станции Калинин за 1944 год план погрузки выполнили на 124%, выгрузки – на 144,5%.

Поддерживая в исправном состоянии сложное железнодорожное хозяйство, работники стальных магистралей добились ускоренного оборота вагонов, увеличения объема перевозок. Работая для фронта, для победы над врагом, они широко применяли и методы мирного времени: скоростное формирование и вождение поездов, вождение тяжеловесных составов, пробеги паровозов без пополнения топливом и водой. Машинисты и другие рабочие усилили борьбу за экономию топлива. Только в 1944 году коллективы паровозного депо станций Калинин и Бологое сэкономили 4 494,1 тонны топлива.

За мужество, героизм и самоотверженность начальнику Калининской железной дороги A.M.Васильеву, машинисту М.И.Кушниру, начальнику связи Калининской железной дороги И.В.Маньковскому и А.Н.Александровой было присвоено высокое звание Героев Социалистического Труда. Орденами и медалями СССР награждено 1 023 железнодорожника.

За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны 24 ноября 1946 года коллективу паровозного депо станции Калинин было вручено на постоянное хранение Красное знамя от наркома путей сообщения Л.М.Кагановича.

Вернуться на главную страницу

screenRenderTime=2