Железная дорога 1941-1945

Железная дорога в Новгородской области в годы Великой Отечественной войны

Вокзал Чудово во время оккупации, 1941-1942 380

Вокзал Чудово во время оккупации. 1941-1942 гг.

Несмотря на относительно удаленное от государственной границы положение Новгорода, уже на третьей неделе Великой Отечественной войны – 8 июля – над городом появились немецкие самолеты. Налеты совершались ежедневно, иногда несколько раз в день. Задачей железнодорожников стала организация эвакуации заводов, населения, культурных ценностей. Вечером 13 августа 1941 года начался массированный артиллерийский обстрел города со стороны противника. В эти дни в Новгороде возник ряд крупных пожаров. Сгорело старое деревянное здание железнодорожного вокзала. Несмотря на мужество и героическое сопротивление защитников города, 19 августа 1941 года Новгород был полностью захвачен гитлеровцами. Оккупация длилась 2,5 года. Город был освобожден в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции в январе 1944 года. Тогда же было освобождено около 650 населенных пунктов, в том числе крупные железнодорожные станции Батецкая и Оредеж. За время оккупации и отступления фашистских войск был разрушен практически весь жилой фонд города и предприятия, в том числе железнодорожные объекты.

Одновременно с Новгородом начались бомбардировки Окуловского района Новгородской области. 13 июля на железнодорожном транспорте случилась трагедия с большим числом детских жертв: в районе деревни Вялка немцы уничтожили эшелон с детьми, возвращавшимися из пионерских лагерей к родителям в Ленинград. Днем 2 августа в ожидании правительственного поезда, который должен был пройти по Октябрьской железной дороге, Окуловский район подвергся жестокой бомбардировке с воздуха. Согласно воспоминаниям, в тот день очевидцы насчитали в небе над городом около 77 фашистских самолетов. Буквально через полчаса после бомбежки на станцию прибыл поезд главкома Северо-Западного направления К.Е.Ворошилова. Особенно страшной для Окуловки стала бомбежка 20 октября 1941 года, когда фашисты с самолетов разворотили санитарный поезд с ранеными, прибывший со стороны Малой Вишеры, занятой немцами. Враги преследовали эшелон по дороге и, как только он подошел к окуловскому вокзалу, сбросили на него бомбы.

разрушение пути на станции Батецкая июль 1941 380

Разрушение пути на станции Батецкая. Июль 1941 г.

На западе и северо-западе от Окуловки находился Волховский фронт, передовая которого в критические моменты проходила в 40–60 км от границ района. Расстояние до передовой Калининского фронта в отдельные периоды составляло 60–70 км, до Северо-Западного фронта – 50 км. Время подлета самолетов противника в таких условиях составляло всего 15–20 минут, что позволяло ему часто и жестоко бомбить железную дорогу, населенные пункты и военные объекты. В 1942–1943 годах Окуловку бомбили почти каждый день. Сигнал "воздушная тревога" порой давался до 15 раз в сутки, а всего за войну он прозвучал более 1500 раз. Люди укрывались в бомбоубежище, оборудованном в подвальном помещении вокзала.

Железнодорожники продолжали водить эшелоны под постоянными обстрелами, в короткие сроки восстанавливали железнодорожный путь, их труд сыграл неоценимую роль в деятельности тыла и снабжении войск. Отмечалось, что по собственной инициативе работники узла организовали санитарный поезд, состоящий из 50 вагонов. Примечательно, что ратный труд жителей Окуловского района неоднократно отмечался руководством страны.

В мае 1942 года в дополнение к ледовой "Дороге жизни" началось строительство железной дороги Любытино – Неболчи для переброски войск и снабжения блокадного Ленинграда в обход оккупированных территорий. Железнодорожники Окуловского и Любытинского районов Новгородской области работали от темна до темна, прокладывая пути через леса и болота, и уже к 1 ноября 1942 г. дорога вступила в строй. В память об этом на станции Гамзино установлен памятный обелиск. От станции Любытино на север, ближе к блокадному Ленинграду, перевозилась огнеупорная глина, шли вдоль фронта военные грузы. Линия Неболчи — Окуловка была самой западной железной дорогой, не попавшей в оккупацию, поэтому трудно переоценить её стратегическое положение.

В августе 1941 года первым бомбардировкам подвергся железнодорожный узел Чудово и его окрестности. Эшелоны со станции направлялись в тыл с эвакуированными людьми, оборудованием, а другие, в обратном направлении, доставляли на фронт боевую технику, топливо, боеприпасы. Именно в этот момент на станцию был обрушен артиллерийский удар. Известен подвиг начальника станции Чудово-III Михаила Антоновича Побудея. Он стал свидетелем первой бомбежки станции, случившейся 16 августа 1941 года, и принялся растаскивать горящие составы с боеприпасами, сам управляя паровозом. Во время растаскивания вагонов осколком снаряда ранило сцепщика, на его место вступил дежурный по станции Василий Дмитриевич Игнатьев. Благодаря их героическим усилиям из огня и дыма удалось вывести эшелон с минами.

станция чудово 1941 380

Вокзал станции Чудово. 1941 г.

Горящее Чудово 18 августа 1941 года последними покинули железнодорожники. Всех эвакуировавшихся собрали на станции Гостинополье Ленинградской области и зачислили в военно-восстановительный поезд, начальником которого стал Петр Федорович Волков. Здесь выяснилось, что не хватает продуктов питания. Решено было снарядить в Чудово автодрезину с платформой, так как там, на военной базе, оставалось много невывезенных продуктов. Утром 19 августа дрезина отправилась в Чудово. Это было очень рискованной операцией, и в ходе нее экипаж во главе с М.А.Побудеем был расстрелян немецкой разведкой. В 60-х годах по инициативе П.Ф.Волкова – руководителя Чудовской дистанции пути в предвоенные и послевоенные годы – в Чудово установлен обелиск, посвященный 17-ти погибшим в годы войны железнодорожникам. На нем, в числе прочих, выбиты фамилии М.А.Побудея и погибшего вместе с ним на задании Ф.В.Степанова. На самом деле, погибших железнодорожников было больше, чем 17, но история сохранила не все имена.

Оккупация Чудово длилась до 29 января 1944 года. Многие здания железнодорожного узла пришлось восстанавливать из руин.

Уже 24 октября 1941 года немецкими войсками была занята Малая Вишера, через месяц – Тихвин. Создалась опасность двойного окружения Ленинграда. Штаб Волховского фронта принял решение разобрать первый главный путь от Малой Вишеры до Бологого, чтобы не допустить наступления немцев. Эти события вспоминает ветеран Октябрьской железной дороги Василий Петрович Акимов, отметивший 4 апреля 2020 года свое 95-летие. В 1941 году ему было 16 лет. Как сын путевого обходчика Окуловской дистанции пути он тоже начал работать в этой дистанции и попал в группу, которая выполняла особо важное задание по разбору пути. В.П.Акимов так описывает эту работу: "По ночам мы копали на обочине траншеи, разбирали рельсы и прятали их в землю с таким расчетом, чтобы в случае оккупации противник не знал, где рельсы зарыты. Мосты подготавливали к взрыву, в опорах делали ниши для закладывания взрывчатки".

Малая Вишера стала первым населенным пунктом, освобожденным Красной Армией. Это случилось 20 ноября, меньше чем через месяц после захвата. В ходе Тихвинской наступательной операции немцы были отброшены к реке Волхов, после чего был образован Волховский фронт, штаб которого находился именно в Малой Вишере. Встал вопрос о восстановлении разобранного пути. К этому времени Акимов служил в спецформировании НКПС. Такая структура появилась в ходе реорганизации восстановительных работ на железнодорожном транспорте в январе 1942 года, после контрнаступления под Москвой. В короткий срок разобранный путь был вновь уложен, и поезда пошли по двум путям без задержки движения.

Ветеран Великой Отечественной войны В.П.Акимов

Ветеран Великой Отечественной войны В.П.Акимов

Валдай в годы войны не был захвачен фашистами, но Северо-Западный фронт проходил в 30–40 километрах от этих мест и находился здесь до февраля 1943 года. С первых месяцев войны железнодорожники обеспечивали через узел эвакуацию жителей и предприятий. Многое из того, что давала Родина фронту, проходило по железнодорожным линиям Бологое – Валдай, Валдай – Крестцы и Валдай – Лычково. Враг знал это и периодически бомбил станцию. Вывод эшелонов на перегоны, расцепка вагонов со снарядами, спасение раненых, восстановление разрушенных путей – все это делалось при бомбежках и обстрелах станции. Валдайские железнодорожники стремились обеспечить своевременное и быстрое продвижение воинских эшелонов к линии фронта. За самоотверженную и бесперебойную работу железнодорожного транспорта советское правительство и Военный совет Северо-Западного фронта наградили 12 рабочих и служащих орденами и медалями, а двум работникам – Василию Жукову и Антонине Александровой – было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Они стали первыми железнодорожниками в Новгородской области, удостоенными такой высокой награды.

Неподалеку от города, на берегу озера, в районе деревни Долгие Бороды, размещался штаб Северо-Западного фронта. В самом Валдае располагались отделы штаба. В специальном поезде, оснащенном полиграфическим оборудованием, печаталась фронтовая газета "За Родину". В этом же поезде размещались и сотрудники газеты. Поезд берегли, и он ни разу не подвергался бомбежкам.

Победное наступление советских войск в начале 1944 года поставило перед железнодорожниками сложные задачи по скорейшему восстановлению путей сообщения. Времени на подготовку не было, к работам приступали вслед за наступающими частями, прямо под бомбежками. С освобождением 20 января Новгорода железнодорожные части и спецформирования УВВР-6 Волховского фронта развернули работы по восстановлению более чем семидесятикилометрового участка Чудово — Новгород. К этому моменту линия была еще не полностью очищена от гитлеровцев. Сама станция Чудово и прилегавший к ней 37-километровый участок находились у противника, но появилась уверенность, что скоро враг будет выбит и оттуда.

Начальник железнодорожных войск Советской Армии генерал-полковник технических войск А.М.Крюков в своей книге "Пути и тревоги: Записки военного железнодорожника" вспоминает эти события: "Многие километры освобожденной дороги мало чем напоминали существовавшую здесь когда-то железнодорожную магистраль. Ряд перегонов противник превратил в бетонку. Причем твердое покрытие укладывалось поверх шпал и рельсов. Толщина покрытия доходила до сорока сантиметров. Нам предстояло все это взломать, очистить шпалы и рельсы от бетона, снова использовать их по назначению. Работа была адская. Какое-то время наши подразделения были оторваны от своих баз и путей подвоза. Требовалось в кратчайший срок наладить движение по узкоколейке Гряды — Шевелево — Мясной Бор и по ней подать в район восстановления механизмы, стройматериалы, механические мастерские, продовольствие. Эту первоочередную задачу мы решили успешно, и восстановителям были доставлены необходимые грузы".

Железнодорожники трудились по 14–16 часов в сутки, не жалея своих сил для скорейшего выполнения задания. И семидесятитрехкилометровую железнодорожную линию Чудово — Новгород восстановили за 27 суток.

Фотографии
Разрушение пути на станции Батецкая июль 1941 г 380 Пулемётная позиция немцев около железнодорожного вокзала 1941 чудово 380

Разрушение пути на станции Батецкая. Июль 1941 г.

Пулеметная позиция немцев возле железнодорожного вокзала Чудово. 1941 г.

Малая Вишера депо и мост 1943 автор Соркин Абрам Аркадьевич 380 Депо станции Новгород 1944 380

Малая Вишера: депо и мост. 1943 г. Автор фото: А.А.Соркин

Депо станции Новгород. 1944 г.

Восстановление разрушенного вокзала Чудово 1946-1950 380 Обелиск 17 погибшим железнодорожникам в ВОВ, ст. Чудово установлен 1965 году по проекту П.Ф.Волкова

Восстановление разрушенного вокзала Чудово. 1946-1950 гг.

Обелиск 17-ти погибшим в годы Великой Отечественной войны железнодорожникам на станции Чудово. Установлен 1965 году по проекту П.Ф.Волкова

Вернуться на главную страницу

screenRenderTime=1