Железная дорога 1941-1945

Ржевские железнодорожники в годы войны

"Жизни своей не жалея, на фронт вы составы вели…"

С первых дней войны в хозяйственных службах Ржевского узла быстро произошла перестройка на военный лад, были организованы отряды народного ополчения, в том числе истребительный отряд. Но ни на минуту не останавливалась и трудовая жизнь на узле: паровозные бригады, несмотря на бомбежки врага, бесстрашно водили к фронту поезда с вооружением и войсками, движенцы следовали уплотненному графику с ограниченными интервалами, путейцы и коллектив восстановительного поезда быстро ремонтировали разрушенные мосты и пути. Работы осуществлялись под девизами: "За себя и товарища, ушедшего на фронт" и "Три нормы вместо одной".

Первый массированный удар фашистской авиации на узел пришелся на 19 июля 1941 года. В это время на разъезде Мелихово стоял поезд с боеприпасами, следовавший в Вязьму. Одна из бомб разорвалась вблизи состава, загорелись вагоны и с минуты на минуту поезд мог взлететь на воздух. Железнодорожники во главе с А.Красношапко, обжигая руки, расцепили вагоны и часть из них отогнали в безопасное место, проявив тем самым мужество и самоотверженность.

Четкость действий продемонстрировали работники узла при организации эвакуации населения и оборудования заводов и фабрик в тыл. Поезда на Москву уходили ночью.

Из пяти созданных в те дни партизанских отрядов самым крупным был отряд, сформированный из железнодорожников, действовавший в районе Новосокольники – Насва.

Осенью 1941 года в результате бомбежки были сильно разрушены станции Ржев-I и Ржев-II. На станции Муравьево от прямого попадания бомбы в паровоз погибли на посту машинист М.Т.Ивановский, помощник машиниста Н.И.Ожогин, телеграфисты Н.М.Богданов и В.Н.Белоногина, электромеханик Г.Г.Корсаков и другие.

Липский 380

Липский Иван Михайлович, машинист депо Ржев. Погиб в 1943 г. на Курской дуге

Машинисты Ржевского узла героически проявили себя в годы войны. В архивных документах и воспоминаниях сохранились примеры их мужества и выдержки. На перегоне между станциями Подсосенка и Нелидово фашистская авиация стала бомбить состав с горючим, которым управлял Н.М.Глушков. Пришлось маневрировать, подавая состав то назад, то вперед. Победила воля и выдержка машиниста – эшелон с горючим был доставлен к линии фронта. Три дня без сна и отдыха машинист К.Ивановский вел состав с ранеными бойцами со станции Земцы в Ржев. В результате многочисленных налетов вражеских самолетов на станциях Нелидово и Паникля паровоз был поврежден, ранило кочегара. На станции Ильмановка раненых отправили в госпиталь на самолете, а машинист пешком продолжил путь в Ржев, чтобы снова водить поезда. А 14 октября 1941 года, когда войска были вынуждены оставлять охваченный пожарами город, машинисты П.Ф.Веновский и Н.К.Томашевский под непрекращающейся бомбежкой выводили последние поезда с горящей станции Ржев. На станции Панино котел паровоза П.Ф.Веновского был пробит пулеметчиком неприятеля, но машинист не растерялся: он нашел исправный паровоз и, прицепив его к вагонам, увел свой состав.

С первых дней фашистской оккупации в городе по инициативе бывшего слесаря паровозного депо К.П.Латышева начала действовать подпольная группа молодых патриотов, которую вскоре возглавил А.П.Телешев, бывший осмотрщик вагонов станции Ржев-I. В честь трагически погибших героев-подпольщиков названы улицы города Ржева.

Неоценимую помощь фронту оказывали своим самоотверженным трудом железнодорожники прифронтовой полосы – коллектив военно-эксплуатационного отделения № 109, сформированного из ржевских железнодорожников под командованием Д.М.Филимонова в Торжке, в 14 км от линии фронта. Работники отделения шли вслед за бойцами, восстанавливали разрушенное железнодорожное хозяйство, доставляли на фронт технику, боеприпасы, продовольствие. В августе 1942 года в результате наступления были освобождены станции Панино, Есиповская, разъезд 133 км. В феврале 1943 года перед железнодорожниками была поставлена задача обеспечить всем необходимым войска, наступающие на Ржев. С Торжокского направления движение поездов на город организовывал командир отделения Д.М.Филимонов с начальником политотдела И.Н.Андреевым, на Зубовском направлении – заместитель начальника по эксплуатации Г.А.Поганкин.

Многие ржевские железнодорожники отдали жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками. Среди погибших на фронте – К.С.Чижов, председатель районного спортивного общества "Локомотив", электромеханик С.П.Еремеев, электромеханик М.К.Симонов. Выполняя задание с диверсионной группой, погиб машинист З.И.Долгополов, погибли, сражаясь в тылу врага, секретарь комитета ВЛКСМ узла А.А.Григорьев, железнодорожники И.Савельев, А.Павлов, К.Любич, П.Абразевич. Под Сталинградом погиб командир истребительского отряда А.Красношапко. Машинист С.Н.Садов и мастер пункта технического осмотра станции Ржев-I М.П.Парфирьев на бронепоезде № 44 прошли боевой путь от Воронежа и Сталинграда до Клайпеды. За боевые заслуги С.Н.Садов награжден орденом Красной Звезды и медалью "За отвагу", М.П.Парфирьев – медалью "За боевые заслуги", после войны оба вернулись на работу на ржевский железнодорожный узел.

Ржев 5 380

Восстановительные работы на путях депо Ржев. Апрель-май 1943 г.

После освобождения Ржева трудящиеся города принялись за его восстановление. Отступая, враг разрушил все, что поддавалось уничтожению: каждое звено рельсов было подорвано в нескольких местах, пути изрыты окопами и дзотами, развалины зданий заминированы, мосты взорваны, более 2 тысяч сожженных вагонов лежало на железнодорожных путях, единственный уцелевший паровоз Ов-4530 стоял у разрушенного моста через Волгу. Паровозники, движенцы, путейцы, связисты объединились в 96 бригад. Отработав смену в депо или на станции, железнодорожники присоединялись к строителям, растаскивали городские завалы, овладевая в процессе восстановления новыми специальностями.

Уже 1 мая 1943 года был запущен в эксплуатацию поворотный круг локомотивного депо. В книге "Мы возродим тебя, родной Ржев" секретарь ГК КПСС И.С.Дежин писал о том, что члены бригады по пояс в воде трудились от рассвета до заката в котловане поворотного круга, вытягивая тросом из глубины котлована многочисленные части. Работы по подъему круга заняли 10 дней, участвовавшие в ней были награждены медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". К началу октября депо ожило, был отремонтирован первый паровоз Щ-514. Интенсивными темпами шло восстановление и других предприятий узла: только в 1943 году было собрано и пущено в дело полмиллиона штук кирпича, 1,5 тысячи кубометров досок и бревен, более 20 тонн железа, 7 тонн гвоздей. Своими силами железнодорожники восстановили 42 служебных здания и 34 общежития, цех по ремонту вагонов, который уже в апреле 1943 года стал давать готовую продукцию – отремонтированные вагоны обеспечивали перевозку грузов, необходимых для фронта.

В своих воспоминаниях машинист Ржевского депо Н.Ф.Левшин рассказывал, как трудно было водить в те дни поезда: "В марте 1943 года я прибыл в город Ржев. Станция Ржев-II была всего из 3 путей, воду брали прямо из пруда водохранилища и этой водой наполняли баки паровозов. Помню, в один из рейсов Вазуза подмыла деревянные детали моста, и много рейсов сделали по пересылке через мост вагонами вперед, паровоз не пропускали. Бригады со станции Зубцов подавали нам вагоны тихим ходом через мост, а мы – им".

В 1944 году узел работал уже над осуществлением плана возросших перевозок. К наступлению зимы 1944–1945 были восстановлены стены второго и третьего секторов цеха подъемки, депо пополнилось новым оборудованием.

Послевоенное восстановление узла

Ржев 8 380

Паровоз-памятник. Представляет собой переднюю часть паровоза Су 208-64, слитую с белым бетонным постаментом в виде крыльев. Открыт 3 марта 1973 года, к 30-летию освобождения Ржева. Надпись на постаменте гласит: "Этот монумент воздвигнут в память о мужестве и героизме, проявленных ржевскими железнодорожниками в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг."

На памятнике прикреплена табличка со стихами:

"Жизни своей не жалея,
На фронт вы составы вели.
Чтоб наши солдаты быстрее
К Великой Победе пришли".

Паровоз Су 208-64 был приписан к депо Ржев, до конца своих дней работал на линии, водил пригородные поезда.

В марте 1946 года Верховный Совет СССР принял закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 годы. Закон ставил одной из первостепенных и наиболее важных задач капитальное восстановление железнодорожного транспорта в районах, подвергшихся немецкой оккупации.

Еще в годы войны работники транспорта вместе с железнодорожными войсками и коллективами специальных формирований немало трудились над восстановлением разрушенных магистралей, в том числе и Калининской.

Начиная с 1946 года по стране зашагала первая послевоенная пятилетка. На всех предприятиях узла развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий ее первого года. На станции Ржев-I высокие образцы в работе, как и до войны, показала смена дежурного по станции П.Поршунова. Этот коллектив занимал первое место по всей Калининской дороге, а о своем методе П.Поршунов сделал доклад на слете новаторов Северо-Западного железнодорожного округа в Ленинграде.

В течение 1946 года работники узла собрали на развалинах свыше 30 000 штук кирпича и из различных сортов собранной проволоки заготовили 1 000 кг гвоздей. Одновременно с восстановлением собственной инфраструктуры железнодорожники оказывали помощь селу: изготавливались детали для сельскохозяйственной техники, была выделена специальная бригада по ремонту тракторов.

В 1947 году правительственными наградами было отмечено более 190 работников узла. В этом же году мощность локомотивного депо достигла предвоенного уровня. В цехах было установлено и электрифицировано три комплекса домкратов для подъемки паровозов и тендеров, смонтированы подъемники для выката тендерных колесных пар, изготовлен пресс для заправки дышловых втулок, создан новый заготовительный цех. В 1948 году коллективу депо было присуждено переходящее Красное знамя Калининского обкома КПСС. По инициативе бригад паровоза Эм-713-27 в депо была организована колонна паровозов, бригады которой вступили в соревнование под девизом: "Пятилетку – в четыре года". За 1949 год паровозники сберегли 7 тысяч тонн топлива, перевезли сверх нормы в тяжеловесных поездах 200 тысяч тонн народнохозяйственных грузов. Благодаря этому из оборотных средств было освобождено свыше 2 миллионов рублей. В мае 1950 года передовому депо Ржев, пять кварталов подряд удерживавшему первое место по дороге, начальник магистрали А.М.Васильев вручил переходящее Красное знамя ВЦСПС и МПС, а в августе трудовой подвиг работников отмечен в приветственной телеграмме министра путей сообщения Б.П.Бещева.

Первую послевоенную пятилетку железнодорожники узла завершили успешно. За этот период среднесуточная погрузка выросла вдвое. Сверх задания были погружены десятки тысяч грузов. Улучшен оборот паровозов и вагонов. Важным событием стал перевод железных дорог на тепловозную и электровозную тягу. Началось строительство электрифицированного участка от станции Лихославль до станции Торжок. База депо Ржев пополнилась новыми товарными паровозами, современными станками и механизмами.

В последующие годы коллектив депо продолжал ставить рекорды. Старший машинист-новатор Иван Лучников стал основоположником движения тяжеловесников. Он первым провел состав, превышающий весовую норму на 100 тонн, а потом – и на 500 тонн. Последовав его примеру, подавляющее число паровозных бригад стало водить поезда с превышением веса в тесном сотрудничестве с диспетчерами, предоставляющими тяжеловесным поездам "зеленую улицу". Если на промежуточных станциях были грузы, то машинисты просили прицепить к составу дополнительную группу вагонов, увеличивая вес поезда уже не на 100–200, а на 400–500 тонн. Машинист Николай Кузьменко добился настоящего рекорда: он доставил из Оленино в Ржев состав, превышающий норму на 950 тонн.

В 1952 году на станции Ржев-II был построен современный вокзал, в 1958 году – Дом связи и АТС, радиофицированы два маневровых паровоза, завершена укладка кабельной канализации.

Но не только производственными результатами был знаменит Ржевский узел. Созданный на базе клуба железнодорожников коллектив хорового пения выступал на ВДНХ, духовой оркестр был признан лучшим в городе.

Самоотверженным трудом ржевские железнодорожники подняли из руин узел, помогли возродить родной город.

Фотографии
Ржев 1 380 Ржев 2 380

Железнодорожная станция Ржев-Балтийский (Ржев-II). 1941-1942 гг.

Железнодорожная станция Ржев-Балтийский. 1941-1942 гг.

Ржев 3 380 Ржев 4 380

Немецкие зенитные орудия в оккупированном Ржеве. 1942 гг.

Станция Оленино во время оккупации. 1941-1942 гг.

ржев 7 380 ржев 6 380

Вокзал станции Ржев-II (Ржев-Балтийский) после восстановления. 1950-е гг.

Вокзал станции Ржев-II (Ржев-Балтийский). 1955-1965 гг.

Вернуться на главную страницу

screenRenderTime=1