Железная дорога 1941-1945

Карелия и Кировская железная дорога в годы Великой Отечественной войны: 1500 км вдоль линии фронта

Гарцуев Петрозаводск 380

Павел Николаевич Гарцуев (1905-1969), в годы Великой Отечественной войны начальник Кировской железной дороги. Герой Социалистического Труда

В годы Великой Отечественной войны Кировская железная дорога, протянувшаяся от заполярного Мурманского железнодорожного узла до Волховстроя, пролегавшая вдоль линии самого протяженного Карельского фронта, приобрела стратегическое значение. Именно она связывала незамерзающий Мурманский морской порт, куда поступали грузы от союзников по антигитлеровской коалиции, с центром страны и Октябрьской магистралью. На протяжении более 1,5 тыс. км железная дорога проходила вдоль линии фронта менее чем в 50 км от переднего края и постоянно с воздуха и с суши подвергалась обстрелу и бомбежкам противника, пытавшегося парализовать ее работу.

По Кировской магистрали осуществлялась эвакуация материально-технической базы и населения региона в тыловые районы страны, транспортировка грузов, поступавших по ленд-лизу, а приоритетным направлением деятельности на всем протяжении войны оставалось снабжение армий Карельского фронта, осуществлявшееся через армейские склады, размещенные на железнодорожных станциях Кола, Кандалакша, Кемь и Сегежа.

С первых дней войны железная дорога перешла на воинский график перевозок. По ее путям на фронт следовали воинские эшелоны, продовольствие и медикаменты, вывозились раненые. В 1941–1942 годах железнодорожниками было отправлено 278 военно-санитарных поездов.

Одновременно с организацией воинских и эвакуационных перевозок труженики магистрали перестраивали работу дорожных мастерских и цехов. Выполнение оборонных заказов для фронта потребовало изготовления специального оборудования, разработки технологического процесса и освоения массового производства боеприпасов. Для фронта железнодорожники оборудовали вагоны связи, санитарные, топографические вагоны, поезда-бани. На дороге велось изготовление строительных скоб, лыж для орудий, оборудования для госпиталей, крепежных материалов и вентиляторов для бомбоубежищ. Коллектив депо Кемь освоил выпуск амортизаторов, угломеров, квадрантов для минометов. Выполняя военные заказы, подразделения магистрали оказали большую помощь боевым соединениям Карельского фронта в период эвакуации оборонных предприятий страны и их перевода на производство боевой техники и боеприпасов.

Провозглашая лозунг "Все для фронта, все для Победы", железнодорожники оказывали финансовую помощь фронту. Так, машинисты депо Масельская С.Орлов и Н.Орлов внесли в фонд обороны сэкономленные на ремонте паровоза за второе полугодие 1941 года 2500 рублей. Начальник станции Левченко и путевой бригадир Кемского отделения Куприянов внесли в фонд обороны свою компенсацию за неиспользованный отпуск. Общая сумма поступлений на 1 мая 1942 года составляла 2,5 млн рублей деньгами и 1,2 млн рублей облигациями госзаймов. Собранные средства пошли на строительство самолетов, танков и поезда-бани. Была сформирована танковая колонна "Железнодорожник Кировской магистрали".

петрозаводск 2а380

Паровоз Эш 4420 на станции Питкяранта. Июль 1941 года

С первых дней войны встал вопрос о подготовке кадров взамен ушедших на фронт железнодорожников. Единственной не эвакуированной в тыл базой для обучения с отрывом от производства осталась курсовая школа станции Кемь. Несмотря на трудности, связанные с отсутствием преподавателей по профильным предметам, частые воздушные тревоги и бомбежки, сопровождавшие учебный процесс, школа успешно работала и в 1943 году переросла в Дорожную техническую школу, на базе которой началась подготовка высококвалифицированных специалистов: паровозных машинистов, начальников станций, дежурных по станции, дорожных мастеров, бригадиров пути. Для подготовки работников массовых профессий (паровозных и вагонных слесарей, токарей и т.д.) 1 февраля 1944 года при Дорожной технической школе открылась школа бригадного ученичества, в которую набирали подростков в возрасте от 14 лет. При хозяйственных единицах возникла курсовая сеть, на базе которой получили распространение такие новые формы обучения, как индивидуальное и бригадное ученичество, стахановские школы, курсы повышения квалификации и получение второй профессии без отрыва от производства. Профессиональная подготовка осуществлялась по учебным программам и планам, разработанным НКПС, из которых были изъяты общеобразовательные дисциплины и сохранены только профильные предметы. В первом полугодии 1942 года через индивидуальное ученичество было подготовлено 429 человек, в 1944 году индивидуальным порядком профессию получили уже почти 4,5 тысячи человек. В ситуации кадрового кризиса мужчин на железнодорожном транспорте заменили женщины. Активная подготовка женщин на профессии машинистов, помощников машинистов, диспетчеров, дежурных по станциям, бригадиров пути, дорожных мастеров, электромехаников началась в 1942 году.

медгора2380

Маршал Финляндии Г.Маннергейм на станции Медвежья Гора. 20 июня 1942 г.

Фашистское командование, учитывая важность стратегического положения Кировской дороги, прилагало все усилия, чтобы захватить ее опорные пункты и тем самым отрезать Москву и Ленинград от Мурманского морского порта. В июне – сентябре 1941 года союзные нацистской Германии финские войска, участвуя в реализации плана "Барбаросса", заняли Карельский перешеек и Северное Приладожье, замкнув блокаду Ленинграда с севера. Врагу удалось перерезать линию на участках Лодейное Поле – Свирь и Петрозаводск – Масельская. В сентябре 1941 года район Лодейного Поля стал частью переднего края обороны. Кировская дорога лишилась выхода в промышленные центры страны через Волховстрой – Тихвин.

С этого момента и до конца войны все перевозки из Мурманского порта и снабжение Карельскою фронта стали осуществлять по новой, в кратчайшие сроки достроенной железнодорожной линии Сорокская (сейчас Беломорск) – Обозерская.

Строительство этой 357-километровой линии началось в 1940 году. Она проходила по малообжитому побережью Белого моря, по сильно заболоченным местам. К началу Великой Отечественной войны сквозного движения по ней не было, лишь на отдельных участках ходили рабочие поезда. В связи с угрозой вывода из строя участков Кировской железной дороги были приняты меры по скорейшей достройке линии Сорокская – Обозерская. На строительство направили железнодорожников, эвакуированных с участков Сортавальского и Петрозаводского отделений. Партийные и советские органы мобилизовали население в помощь строителям. Уже в сентябре 1941 года эта линия была введена во временную эксплуатацию, и на ней было установлено движение поездов по твердому графику. Полностью работы завершили к концу 1942 года. За короткое время пропускная способность линии была доведена до 20 пар поездов в сутки, чем обеспечивался бесперебойный подвоз к фронту всех видов снабжения.

Строительство Сорокско-Обозерской ветки осуществлялось в режиме строгой секретности. После того, как в начале сентября 1941 года финны перерезали Кировскую железную дорогу, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс заявлял по радио: "Кировская дорога выведена из строя – не работает и не может быть восстановлена". Однако министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден, прибывший в Москву и проехавший по дороге Сорокская – Обозерская, выступая в Парламенте 4 января 1942 года, говорил: "Часть нашего путешествия проходила по той самой железной дороге, о которой Геббельс говорил, что она разбита и перерезана. Из своего собственного опыта я могу сказать, что Геббельс ошибается, железная дорога в полном порядке, не повреждена и работает гладко, хорошо".

После упорных боев, в которых участвовали и истребительные батальоны железнодорожников, 2 октября 1941 года был оставлен Петрозаводск. Почти все его население и промышленные предприятия эвакуировали за пределы республики. Управление Кировской железной дороги перебазировалось в Беломорск (станция Сорокская), откуда в дальнейшем осуществлялось руководство движением на важном направлении Мурманск – Сорокская – Обозерская, а также на участке Сорокская – Масельская и примыкающих линиях.

Благодаря самоотверженной работе железнодорожников, личного состава железнодорожных войск и органов военных сообщений движение поездов к фронту не прекращалось.

петрозаводск3380

Паровоз С 243. Питкяранта. Август 1941 года

К началу 1942 года на железной дороге были сооружены основные погрузочно-разгрузочные станции армий. Так, выгрузочный район 14-й армии обеспечивал выгрузку 14 эшелонов, 19-й армии – 19, 26-й армии – 12 и 32-й армии – 12 эшелонов в сутки. Одновременно были приняты соответствующие меры по улучшению использования локомотивов в тыловых районах фронта, сокращению времени их оборота, повышению качества ремонта и т.д. В результате по состоянию на 1 марта 1944 года в наличии имелось 255 паровозов и 23 электровоза, в рабочем состоянии в среднем в сутки находилось 3864 вагона. Локомотивный и вагонный парк, несмотря на понесенные потери, полностью обеспечивал потребности фронта в воинских перевозках.

В общей системе воинских перевозок наибольший удельный вес составляли снабженческие перевозки. Их среднемесячный объем за все время существования фронта составил 9370 вагонов.

Гитлеровское командование с помощью авиации стремилось парализовать работу Кировской железной дороги. Если в начале войны действия авиации врага характеризовались отсутствием определенной системы в воздействии на дорогу, то, начиная с 1942 года, эти налеты приняли уже плановый характер. Они совершались с аэродрома Алакуртти, где были сосредоточены значительные силы бомбардировочной и истребительной авиации противника. Враг действовал днем и ночью, совершая иногда до 14 налетов в сутки.

За 4 года войны вражеская авиация совершила 2497 налетов (в среднем по два налета в сутки) на магистраль и сбросила более 140 тысяч авиабомб. В результате погибло немало железнодорожников, было разрушено 180 мостов, сотни километров путей, разбито 285 паровозов, 1971 вагон. Однако движение поездов не прекращалось. Для устранения повреждений действовала специально созданная в октябре 1941 года восстановительная служба.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года ударникам социалистического соревнования машинисту И.П.Першукевичу, диспетчеру Е.И.Меккелеву и начальнику дороги П.Н.Гарцуеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За годы войны 6852 передовика были награждены орденами и медалями Советского Союза.

75233210_large_Pershukevich_Iv_Ptr

Иван Петрович Першукевич (1912-1980), в годы Великой Отечественной войны паровозный машинист депо Кемь Кировской железной дороги. Герой Социалистического Труда

В сложных прифронтовых условиях машинист Иван Петрович Першукевич стал инициатором скоростного вождения фронтовых эшелонов. Составы водили под постоянным обстрелом врага, и только благодаря умелому маневрированию удавалось уклониться от прямого попадания бомб: они взрывались то впереди, то позади эшелона. Однажды снарядом снесло верх будки паровоза, управляемого Першукевичем, но бригада отремонтировала поврежденный локомотив и продолжила вести поезд. В другой раз осколками разорвавшегося снаряда все трое членов бригады были ранены, но никто не покинул своего поста, и рейс продолжился. В конце 1942 года Першукевич вел наливной состав и был атакован вражескими истребителями. Со второго захода фашистским летчикам удалось пробить котел паровоза и зажечь две цистерны. Быстро заделав повреждение заготовленными пробками, голыми руками члены бригады отцепили пылающие цистерны и оттащили их от состава. Остальные удалось спасти, хотя будка паровоза была изрешечена пулями.

Evgenij-Ilich-Mekkelev

Евгений Ильич Меккелев (1916-1977), в годы Великой Отечественной войны поездной диспетчер станции Масельская. Герой Социалистического Труда

Поездной диспетчер станции Масельская Евгений Ильич Меккелев выступил инициатором соцсоревнования за скоростную обработку поездов на станциях. Первым на прифронтовой Кировской магистрали он стал проводить часть маневровой работы с прибывающими составами на промежуточных станциях, что позволило сократить время стоянки поездов. В военной биографии железнодорожника есть и боевые страницы. В октябре 1941 года оккупантам удалось захватить Медвежью Гору и станцию Лижма, отрезав семьи железнодорожников и подразделение красноармейцев. К окруженным был направлен хорошо знавший местность и отлично говоривший по-фински Меккелев. Он получил задание не только вывести людей, но и разведать позиции противника. Железнодорожник Меккелев вывел из окружения более 300 человек. Весной – осенью 1942 года он еще несколько раз участвовал в разведывательных операциях, которые иногда продолжались по нескольку недель – группа уходила на расстояние до 400 километров. После выполнения заданий Меккелев возвращался на свое рабочее место диспетчера, а сослуживцы даже не догадывались о роде его командировок. В 1944 году Меккелев в должности заместителя начальника военно-эксплуатационного отделения занимался подвозом войск для усиления Карельского фронта, который летом нанес мощный удар по немецко-финским оккупантам, завершившийся выходом Финляндии из войны. После окончания войны был назначен заместителем начальника Медвежьегорского отделения Кировской железной дороги, затем работал на инженерных и руководящих должностях в Петрозаводском отделении Октябрьской железной дороги, был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Уже в первые месяцы войны на железнодорожных участках северной Карелии действовали советские бронепоезда. В 1941 году бронепоездами, входившими в подчинение командира 23-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог, на подступах к Ленинграду и в Карелии было проведено 184 боя и огневых налета по расположению частей противника.

петрозаводск8380

М.С.Копейкин. Встреча первого поезда в Петрозаводске. 1944 год

Отдельный бронепоезд № 27 войск НКВД сражался на самом северном участке Кировской железной дороги и с 1 по 10 августа 1941 года прикрывал магистраль между станциями Полярный Круг и Энгозеро. 4 августа он сопровождал санитарный поезд на перегоне Боярская – Амбарный, когда четыре вражеских бомбардировщика сбросили фугасные и зажигательные бомбы. Загорелось четыре вагона. Бронепоезд № 27 открыл огонь по вражеским самолетам, не давая им возможности приблизиться к горящему поезду, под обстрелом личный состав отцеплял горевшие вагоны и выносил из них раненых бойцов. С 2 января по 22 ноября 1942 года бронепоезд № 27 действовал на участке Сегежа – Быстряги, прикрывая штаб Карельского фронта.

В районе Беломорска охрану Кировской железной дороги нес 27-й отдельный дивизион бронепоездов, в освобождении Медвежьегорска и Петрозаводска принимал участие 47-й отдельный дивизион бронепоездов, оба были сформированы в Омске. Мужество и решительность требовались не только от бойцов бронепоездов, но и от паровозной бригады. При боевой операции в районе станции Масельская старший машинист бронепоезда "Сибиряк-барабинец" П.К.Мялицын обнаружил, что давление пара в паровозном котле быстро снижается. Облив одежду холодной водой, машинист полез в горячую топку, чтобы прочистить колосниковую решетку. И таких героических поступков немало было на счету бригады П.К.Мялицына. Сообразительные машинисты помогали артиллеристам в стрельбе по целям. Как только командир бронепоезда подавал команду "Огонь!", дежурный машинист приводил в действие автотормоза. Состав оставался на месте, при этом значительно увеличивалась точность артиллерийского огня. В 1945 году старший машинист П.К.Мялицын в составе сводного полка Карельского фронта прошел по Красной площади, принимая участие в Параде Победы.

Летом 1944 года началась Выборгско-Петрозаводская наступательная операция. Уже 20 июня Красная армия взяла Выборг, а на следующий день перешла в наступление в восточной Карелии, где начала теснить войска финской Олонецкой группы. Петрозаводск был освобожден 28 июня 1944 года. К концу августа финские войска полностью отступили за линию границы.

Прерванное железнодорожное сообщение с Петрозаводском было восстановлено 14 июля 1944 года – на станцию с севера пришел первый поезд. А 16 июля 1944 года было восстановлено сквозное движение по главному ходу Кировской магистрали.

Фотографии
медгора4380

петрозаводск 6380

Станция Медвежья Гора, 1941-1942 гг.

Оккупированный Петрозаводск был переименован финнами в Яянислинна (Äänislinna), что переводится с финского как "Город на Онего"

петрозаводск5380 медгора1380

Финский солдат водружает флаг над вокзалом Петрозаводска

Маршал Финляндии Г.Маннергейм на станции Медвежья Гора. 20 июня 1942 г.

петрозаводск 1380

петрозаводск 7380

Оккупированный Петрозаводск, вокзал. Июль 1943 года

Паровоз-памятник Эр 738–47 установлен у железнодорожного вокзала Петрозаводск. В годы Великой Отечественной Войны водил поезда по Дороге Победы в блокадный Ленинград, затем работал на полигоне Петрозаводского отделения железной дороги. 2 августа 1987 года установлен как памятник

Вернуться на главную страницу

screenRenderTime=1