Железная дорога 1941-1945

Железнодорожники Кемского узла в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны Кировская железная дорога стала прифронтовой. Враг стремился вывести ее из строя, чтобы сорвать переброску резервов на Карельский фронт, нарушить снабжение войск, а также отрезать от центра страны незамерзающий Мурманский порт, куда поступали грузы от союзников по антигитлеровской коалиции. Магистраль подвергалась систематическим бомбардировкам, в ее район засылались подрывные диверсионные группы. За годы войны на дорогу было совершено 2800 воздушных налетов, сброшено более 90 тыс. авиабомб.

Ожесточенным атакам подвергался крупнейший в прифронтовой Карелии Кемский железнодорожный узел с локомотивным депо, ближайшие разъезды и станции Кемского отделения Кировской магистрали. Следует отметить, что в Кеми располагался армейский склад, через который осуществлялось снабжение армий Карельского фронта, поэтому особенно важным было поддерживать непрерывную работу узла.

С первых дней войны железная дорога перешла на воинский график перевозок. По ее путям на фронт следовали воинские эшелоны, продовольствие и медикаменты, вывозились раненые. Одновременно с организацией воинских и эвакуационных перевозок труженики магистрали перестраивали работу дорожных мастерских и цехов для выполнения оборонных заказов. Так, коллектив депо Кемь освоил выпуск амортизаторов, угломеров, квадрантов для минометов.

Провозглашая лозунг "Все для фронта, все для Победы", железнодорожники оказывали финансовую помощь фронту. Например, известно, что начальник станции Левченко и путевой бригадир Кемского отделения Куприянов внесли в фонд обороны свою компенсацию за неиспользованный отпуск. Собранные средства шли на строительство самолетов, танков, оборудование поездов-бань.

Первый налет вражеской авиации на Кемь был совершен 2 сентября 1941 года. 14 самолетов сбросили на город 84 авиабомбы весом 250 кг каждая. Вся северная горловина станции с шестью приемо-отправочными и тракционными путями была разрушена, уничтожен 21 стрелочный перевод, 125 звеньев пути, 17 вагонов, 22 здания. Погиб 51 человек, 520 получили ранения. Однако благодаря героическим усилиям железнодорожников, начавших восстановительные работы еще под бомбежками, перерыв в движении составил всего пять часов.

памятник железнодорожникам кемь 380

Памятник погибшим в Кеми железнодорожникам

Бомбардировки стали регулярными. Только за лето и осень 1941 года на Кемское отделение было совершено 274 налета и сброшено 2182 бомбы. 15 июня 1942 года врагу удалось повредить каменную кладку железнодорожного моста через Кемь, однако повреждения были в кратчайшие сроки ликвидированы.

Паровозное депо при налетах авиации было одной из основных мишеней. Бомбы падали на ближайшие дома, где жили железнодорожники. Без жертв не обходилась ни одна бомбежка.

В исключительно сложных условиях труженики Кемского отделения проявили мужество и героизм. Невзирая на бомбежки и обстрелы, они своевременно доставляли эшелоны с грузами, осуществляли ремонт подвижного состава, восстанавливали поврежденные участки пути, обеспечивая бесперебойную работу важнейшей транспортной артерии Севера.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. ударникам машинисту паровозного депо Кемь И.П.Першукевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В сложных прифронтовых условиях Иван Петрович Першукевич стал инициатором скоростного вождения фронтовых эшелонов. Составы водили под постоянным обстрелом врага, и только благодаря умелому маневрированию удавалось уклониться от прямого попадания бомб: они взрывались то впереди, то позади эшелона. Однажды снарядом снесло верх будки паровоза, управляемого Першукевичем, но бригада отремонтировала поврежденный локомотив и продолжала вести поезд. В другой раз осколками разорвавшегося снаряда все трое членов бригады были ранены, но никто не покинул своего поста, и рейс продолжился. В конце 1942 года Першукевич вел наливной состав и был атакован вражескими истребителями. Со второго захода вражеским летчикам удалось пробить котел паровоза и зажечь две цистерны. Быстро заделав повреждение заготовленными пробками, голыми руками члены бригады отцепили пылающие цистерны и оттащили их от состава. Остальные удалось спасти, хотя будка паровоза была изрешечена пулями.

С первых дней войны Кемь стала кузницей кадров для Кировской железной дороги. В результате наступления финских войск на петрозаводском и олонецком направлениях в июле 1941 года возникла необходимость перебазирования действующих техникумов в тыл, подальше от линии фронта. Единственной базой для проведения обучения с отрывом от производства на магистрали осталась курсовая школа станции Кемь, где началась подготовка крановщиков углеподъемных кранов, машинистов и электросварщиков. Несмотря на трудности, связанные с отсутствием преподавателей по профильным предметам, частые воздушные тревоги и бомбежки, сопровождавшие учебный процесс, школа успешно работала и в 1943 году переросла в Дорожную техническую школу, на базе которой началась подготовка уже высококвалифицированных специалистов: паровозных машинистов, начальников станций, дежурных по станции, дорожных мастеров, бригадиров пути. Для подготовки работников массовых профессий (паровозных и вагонных слесарей, токарей и т.д.) 1 февраля 1944 года при Дорожной технической школе открылась школа бригадного ученичества, в которую набирали подростков в возрасте от 14 лет, практические занятия они проходили в мастерских Кемского депо.

В январе 1942 года комсомольцы Кемского отделения, поддержав начинание коллектива Лихоборского узла по обучению женщин мужским специальностям, горячо взялись за дело. В паровозном депо появились девушки-кочегары. Пройдя краткосрочные курсы в Кемской технической школе, первая группа девушек приступила к работе уже в мае. В июне в мужские коллективы паровозных бригад влились 20 выпускниц. Так продолжалось до 1944 года. Тяжелый труд паровозного кочегара можно сравнить с солдатским. За один только рейс от Кеми до Лоух и обратно, а это 334 км, часто под бомбежками и пулеметным огнем вражеских самолетов, кочегару приходилось перетаскивать на руках из тендера в будку целый вагон дров – 65 куб. м. Позже женщин начали готовить на профессии машинистов, помощников машинистов, диспетчеров, дежурных по станциям, бригадиров пути, дорожных мастеров, электромехаников.

Сразу после окончания войны рабочие депо приступили к восстановлению своего хозяйства. Своими силами ремонтировали паровозы, побывавшие под бомбежками. В марте 1946 года звание лучшего машиниста паровоза присвоили Василию Федоровичу Цареву, кавалеру ордена Красной Звезды. Его знаменитый паровоз Су-214-82 знала вся Кировская дорога. Ведь опыт машиниста "Как ухаживать за паровозом?" был распространен издательством газеты "Гудок" на всю сеть железных дорог СССР.

Многие из кемских железнодорожников погибли на трудовом посту смертью храбрых.

В 2011 г. в честь 95-летия станции Кемь на привокзальной площади установлен памятный знак работникам Кемского отделения Кировской железной дороги, погибшим в период Великой Отечественной войны на трудовом фронте. Он представляет собой протяженную стелу, на которой укреплены 9 вертикальных габбро-диабазовых плит. На двух из них, расположенных по краям справа и слева, слова: "Вечная слава героям-железнодорожникам, погибшим на боевом посту в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг." и "Фашистским бомбовым ударам и огненному смерчу железнодорожники узла станции Кемь противопоставили мужество и самоотверженность".

На остальных плитах выбиты фамилии 110 павших работников Кемского отделения Кировской железной дороги.

Вернуться на главную страницу

screenRenderTime=1