Железная дорога 1941-1945

"Каждая ваша поездка – это спасенные жизни тысяч ленинградцев". Волховские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны

Жизнь Волховстроевского железнодорожного узла в годы Великой Отечественной войны – одна из трагичных страниц героической битвы за Ленинград. Все 900 дней и ночей блокады машинисты и путейцы, связисты и рабочие ремонтных бригад вели борьбу за спасение ленинградцев, были надежным связующим звеном города с Большой землей.

16а 380-min

Буксировка паровозов на паромах на Большую землю. 1942 г.

Волховстроевский железнодорожный узел в годы войны был расположен на пересечении Октябрьской и Кировской железных дорог и являлся крупным транзитным звеном, связывающим Карелию и Мурманскую область с центральными и северо-восточными областями страны, поэтому c началом военных действий он приобрел особое значение.

Июль и август 1941 года стали наиболее напряженным временем эвакуационных перевозок на Кировской железной дороге: передислоцировались заводы, фабрики, квалифицированный персонал. До конца августа 1941 года эвакуационные перевозки производились из Ленинграда на восток страны транзитом по участку Волховстрой – Тихвин. В это время по Кировской железной дороге было вывезено около 550 тысяч ленинградцев.

Станция Мга была захвачена врагом 30 августа 1941 года. Прервалось единственное железнодорожное сообщение, которое связывало Ленинградский фронт со страной (через станцию Мга на Волховстрой и Тихвин). А 8 сентября 1941 года гитлеровцы вышли на левый берег Невы в районе Петрокрепости, и сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград, Ленинградский фронт и Балтийский флот со страной, были перерезаны. Началась длительная блокада Ленинграда.

Освобождение Тихвина в конце 1941 года сделало Волховстроевский узел еще более важным – через него шло снабжение окруженного города. Железнодорожные пути подвергались постоянной бомбардировке. До мая 1942 года противник производил групповые налеты на перегоны и малые станции преимущественно на участке Волховстрой-2 – Тихвин. С мая 1942 года усилились массированные групповые налеты на станцию Волховстрой-1. В отдельных случаях группы состояли из 30–50 самолетов. Преобладали фугасные бомбы по 100 и 350 кг и осколочные весом около 50 кг. На станции Волховстрой-1 отмечено два случая взрыва авиабомб с большим замедлением: 4 мая 1942 года на путях станции взорвалась авиабомба весом 230 кг спустя 90 часов после бомбардировки, а 8 мая 1943 года произошел взрыв авиабомбы весом более 250 кг спустя 196 часов после бомбометания.

Рыков

Рыков Александр Ильич (1900 - 1994). В годы Великой Отечественной войны начальник Волховстроевской дистанции пути. Герой Социалистического труда

Восстанавливали пути обычно сами железнодорожники под руководством начальника дистанции пути Александра Ильича Рыкова. Только при очень больших разрушениях привлекались воинские части. Умелая организация работ сокращала до минимума перерывы в движении поездов. Заранее заготавливались все необходимые материалы (балласт на платформах, отремонтированные в мастерских дистанции накладки и подкладки, шпалы и т.д.). Еще не закончен был налет, a путейцы уже определяли, какие станционные пути можно восстановить быстрее для пропуска поездов. За выполнение восстановительных работ и обеспечение воинских перевозок Волховскому и Ленинградскому фронтам А.И.Рыков был награжден орденом Трудового Красного Знамени, званием Героя Социалистического Труда, медалями "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".

Взрывные устройства разрушали не только железнодорожное полотно, но и приводили к перебоям связи. В 1942–1943 годах размер разрушений достиг максимальных размеров. Например, 2–3 сентября 1942 года в границах станции Волховстрой-1 было разрушено 110 пролетов (или 5,5 км).

Хотя целью вражеской авиации было парализовать движение поездов на единственном действующем участке Волховстрой – Тихвин, по которому шли грузы для Ленинграда, железнодорожники под обстрелом и бомбежкой не только восстанавливали поврежденные пути и мосты, но даже строили новые железнодорожные линии к берегу Ладоги, чтобы была возможность дальше по воде доставлять продовольствие и другие грузы в находящийся в блокаде город.

Линия Войбокало – Кобона – Коса

15 января 1942 года в Волхов приехал председатель Леноблисполкома Н.К.Соловьев: "У нас одна надежда на волховстроевских железнодорожников. Каждая ваша поездка – это спасенные жизни тысяч ленинградцев. Ленинграду не прокормить столько людей, и от вас зависит, чтобы он не стал городом мертвецов.."

Чтобы ускорить подвозку грузов к восточному берегу Ладоги, Государственный Комитет Обороны дает задание Наркомату путей сообщения в месячный срок построить 40-километровую железнодорожную линию от станции Войбокало до берега Ладожского озера и там оборудовать для отправки и приемки грузов три станции – Кобона, Лаврово и Коса.

15а 380

Железнодорожная станция в порту Кобона. 1942 г.

В чрезвычайно сложных условиях строилась эта прифронтовая железная дорога. Ее прокладывали через болота и леса – без земляного полотна и балласта, при постоянных налетах вражеской авиации. Шпалы подбивали снегом. Верхнее строение пути – шпалы, рельсы, скрепления и т.п. – брали с путей Волховского алюминиевого завода, со второго пути бездействующего участка Волховстрой – Лодейное Поле, станций Ленинградского узла. Изыскания и строительство велись одновременно с нескольких мест, рабочие чертежи выдавались по ходу строительства.

За 25 дней было построено 35 км новой железной дороги, и первый поезд с продовольствием для ленинградцев прошел по линии Войбокало – Коса уже 9 февраля 1942 года. Прибывший груз выгружали в машины и направляли через Ладожское озеро по Дороге жизни. Так, автомобильный путь по восточной стороне озера сократился с 320 до 30 километров – в 10 раз. По ледовой дороге автомобилисты стали перевозить за сутки уже не 2 тысячи тонн, а 8 тысяч тонн грузов и более. С этого времени из осажденного города стали вывозить по 3–4 тысячи человек в сутки, а с марта – до 6 тысяч.

Участок Войбокало – Кобона обслуживали волховстроевские паровозные бригады, в том числе бригады машинистов П.С.Мокина, С.Ф.Лазарева, М.К.Кузнецова и другие. Их работа требовала огромного мужества. Ветка ежедневно бомбилась с воздуха, укрытий на ней не было. С января по декабрь 1942 года волховстроевские железнодорожники перевезли более 161,5 тысяч вагонов с продовольствием и боеприпасами. В обратную сторону шли эшелоны с эвакуированными ленинградцами. На станции Волховстрой начал работать эвакопункт, где обессиленных от голода жителей города на Неве ждали хлеб, сладкий чай и каша.

Планировалось построить железнодорожный мост, который должен был соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское Озеро на западной. Строители начали работу на обоих берегах озера, двигаясь навстречу друг другу. К середине января 1943 года было построено немногим меньше половины дороги. По рельсам уже ходили обкаточные паровозы и рабочие поезда, участвовавшие в строительстве. Но полностью участок так и не был построен. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Рабочих сразу же перекинули на строительство такого же моста через Неву в месте прорыва под Шлиссельбургом.

Линия Шлиссельбург (Петрокрепость) – Поляны

пироженко иван павлович 380

Пироженко Иван Павлович (1909 - 1975). В годы Великой Отечественной войны машинист паровозного депо Волховстрой. Провел первый поезд с Большой земли в Ленинград после прорыва блокады

Войска Ленинградского и Волховского фронтов, прорвав после семидневных упорных боев оборону врага, соединились в районе синявинских рабочих поселков 18 января 1943 года и отбили у фашистов полосу земли вдоль южного побережья Ладожского озера. Блокада Ленинграда была прорвана. На следующий день, 19 января 1943 года, Военный совет поручил построить железнодорожный мост через Неву у Шлиссельбурга и железную дорогу от станции Шлиссельбург до станции Поляны. Это позволяло восстановить транспортную связь Ленинграда со страной через Волховстрой, Тихвин и Вологду (в обход Мги, занятой противником).

Линия была построена досрочно (за 17 дней) и вошла в летопись Великой Отечественной войны как Дорога Победы. Ленинград получил прямое железнодорожное сообщение с Большой землей.

Первый поезд с продовольствием был отправлен в Ленинград 5 февраля 1943 года со станции Волховстрой. Состав привела лучшая бригада паровоза Эу-708-64 депо Волховстрой в составе машиниста И.П.Пироженко, помощника машиниста В.С.Дятлева, кочегара И.А.Антонова, главного кондуктора Ф.И.Кудряшова. Сопровождали поезд уполномоченный НПС В.М.Виролайнен и начальник Волховстроевского отделения паровозного хозяйства А.М.Алексеев. Утром 7 февраля 1943 года, после полуторагодичного перерыва, в Ленинград с Большой земли прибыл первый грузовой поезд. Толпы ликующих жителей города заполнили платформы Финляндского вокзала.

Легендарный паровоз Эу-708-64, доставивший в Ленинград первый поезд с Большой земли, в мае 1980 года к 35-летию Победы в Великой Отечественной войне по инициативе участников обороны Ленинграда установлен на станции Волховстрой как памятник.

Всего со дня прибытия первого поезда (7 февраля 1943 года) и до восстановления главной линии Ленинград – Москва (23 февраля 1944 года) Ленинград и Ленинградская область получили по Дороге Победы 150 тысяч вагонов или почти 4,5 млн тонн различных грузов, в том числе 630 тысяч тонн продовольствия, 426 тысяч тонн угля, 1,3 млн тонн дров, 725 тысяч тонн торфа. Дорога Победы работала до 10 марта 1944 года, за это время по ней было проведено более 6 ф000 поездов. Это помогло нанести гитлеровцам удар такой сокрушительной силы, после которого остатки вдребезги разбитых частей врага за короткий срок откатились далеко на Запад.

19а 380

Первый поезд после прорыва блокады следует по перегону

С открытием прямого железнодорожного сообщения с Ленинградом через Поляны и Шлиссельбург гитлеровцы с особой настойчивостью продолжали бомбить Волховстрой, чтобы затруднить железнодорожные перевозки. Только со второй половины марта до июня 1943 года на станцию было произведено 20 налетов с участием свыше 1300 самолетов. В налете 1 июня участвовало более 120 немецких самолетов. В этот же день на узел и прилегающую территорию было сброшено 570 бомб весом 50, 100, 250, 500 кг. В результате нападений вражеской авиации на объекты узла было разрушено 24 км железнодорожного полотна, 73 комплекта стрелочных переводов, 26 паровозов и 1 268 вагонов. Были прерваны связь и водоснабжение, разрушено и повреждено 156 служебно-технических зданий, 127 жилых домов. Погибли 145 и получили ранения 320 железнодорожников.

В отдельные дни 1943 года на город Волхов и железнодорожный узел немецкая авиация совершала массированные налеты по 150–200 самолетов два-три раза в сутки. Иногда бомбежка продолжалась по 5–6 часов непрерывно. Особое внимание враг уделял уничтожению мостов через реку Волхов. Еще в 1941–1942 годы в полукилометре по течению от стационарного моста был сооружен временный деревянный мост-дублер. В июне 1943 года во время налета 177-ми бомбардировщиков и 70-ти истребителей оба моста – 98-метровый основной мост и мост-дублер – были повреждены. Перерыв в движении составил 97 часов.

Заслуги волховских железнодорожников были высоко оценены руководством страны и Народным комиссариатом путей сообщения. Свыше 600 работников паровозного отделения в 1943 году были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Известно об участии волховских железнодорожников и в партизанском движении. Действовали они в основном в районе Мги, где фашисты оборудовали мощный военный узел, создав вдоль реки линию обороны, названную "восточным замком" блокады Ленинграда. После прорыва блокады советскими войсками и сооружения железной дороги от станции Шлиссельбург до станции Поляны, крупная мгинская группировка фашистов продолжала контролировать полосу прорыва, и дальнейшее наступление советских войск на Мгу было остановлено. Всего в отрядах партизан-железнодорожников насчитывалось около 100 человек.

18а 380 17а 380

Машинисты на паровозе Эу 708-64 первого поезда, прибывающего с Большой земли в Ленинград после прорыва блокады. Автор Д.М.Трахтенберг. 7 февраля 1943 г.

Жители станции Волховстрой встречают первый поезд из Ленинграда после снятия блокады. 8 февраля 1943 г.

Советские войска освободили Мгу 21 января 1944 года. Она стала единственным поселком, в честь освобождения которого в Москве был дан салют 12-ю артиллерийскими залпами из 124 орудий. Сразу же началось восстановление важного для страны железнодорожного узла, через станцию непрерывным потоком пошли поезда. А 27 января 1944 года праздничным салютом и всеобщим ликованием было отмечено полное снятие блокады Ленинграда.

Когда захватчики были изгнаны с Ленинградской земли, железнодорожники начали восстанавливать разрушенные предприятия узла. За годы войны было полностью уничтожено веерное депо, четыре раза разрушалось ступенчатое депо, более 40 паровозов выведено из строя бомбежками. Для выполнения работ путевого хозяйства был создан строительно-восстановительный участок, работавший в пределах станций Волховстрой – Лодейное Поле, Волховстрой – Тихвин, Волховстрой – Гостинополье.

За героическое участие в разгроме немецко-фашистских войск под Ленинградом и трудовые успехи в годы Великой Отечественной войны Министерство путей сообщения и ВЦСПС передали Волховстроевскому депо на вечное хранение знамя Государственного Комитета Обороны СССР.

Вернуться на главную страницу

screenRenderTime=1