Железная дорога 1941-1945

Партизанская война Псковского железнодорожного узла

1 380 Отряд псковских железнодорожников перед отправкой через линию фронта в тыл врага

Отряд псковских железнодорожников перед отправкой через линию фронта в тыл врага. 1941 год

Практически сразу после начала Великой Отечественной войны Псков был захвачен. С 9 июля 1941 до 23 июля 1944 года город находился в оккупации, и в борьбе с врагом особую роль играла деятельность партизанских отрядов.

Ленинградским областным комитетом партии и штабом Северо-Западного фронта из псковских и дновских железнодорожников были сформированы диверсионные партизанские отряды. Им ставилась задача – вести разведку и подрывную деятельность на железнодорожных магистралях в тылу врага. Командиром отряда псковских железнодорожников был М.Светлов, комиссаром – начальник политотдела Псковского отделения железной дороги С.Ф.Верязов. Военную подготовку отряды проходили в пригороде Ленинграда (в Кавголово), затем они были переброшены через линию фронта в тыл врага.

Уже в начале сентября группа подпольщиков действовала в Псковском железнодорожном депо. В нее входили: машинисты Александр Грасс,

2 380 Акулов Лев Сергеевич, машинист, руководитель группы партизан

Акулов Лев Сергеевич, машинист, руководитель группы партизан

Александр Круглов, паровозный диспетчер Алексей Иванов, машинист-инструктор Петр Шаповалов и другие. Руководил подпольщиками машинист Л.С.Акулов. Для срыва переброски грузов и войск неприятеля к Ленинграду партизаны портили цилиндры, золотники, подшипники, сыпали в буксы песок, спускали в пути всю воду, что приводило к простою эшелонов на перегонах и взрывам паровозов в пути.

В лесу, в нескольких километрах от деревни Бобровник, базировалась группа начальника политотдела Псковского отделения С.Ф.Верязова. В октябре-ноябре отряду удалось совершить ряд диверсий на участках железной дороги Псков – Луга, Псков – Дно. Собранные подпольщиками сведения передавались в штаб Северо-Западного фронта. Группа Л.С.Акулова была связана с имевшей рацию группой С.Ф.Верязова, связной между ними была Мария Абрамова. Однако немцы напали на след группы, 16 декабря 1941 года окружили землянку партизан и забросали ее гранатами. В неравной схватке с врагом погибли С.Ф.Верязов, Л.С.Герасимов, связная М.Ф.Абрамова и другие бойцы диверсионного отряда псковских железнодорожников.

Партизанские отряды активно продолжали свою деятельность на всем протяжении войны, но в период подготовки и проведения советскими войсками наступления особенно возросло значение разведывательной деятельности подпольщиков. С помощью подпольных организаций и групп в штабы советских войск поступали важные сведения, в том числе об оборонительных сооружениях гитлеровцев. Эти сведения занимали значительный удельный вес в разведывательной информации. Наряду с предоставлением данных о противнике, партизаны усиливали диверсионные действия.

7 380 Немецкий эшелон у вокзала станции Псков. 1941 год

Немецкий эшелон у вокзала станции Псков. 1941 год

На Псковском железнодорожном узле, через который шла основная масса воинских грузов для группы армий "Север", количество диверсий возрастало. Оккупанты, бессильные подавить сопротивление железнодорожников, летом 1943 года заменили всех русских рабочих службы пути и службы движения - от стрелочников до машинистов - своими военными железнодорожниками. Вскоре к подобной мере гитлеровцы вынуждены были прибегнуть на Дновском, Батецком, Лужском и других железнодорожных узлах и на крупных станциях. Но и это не дало желаемого эффекта в отношении предотвращения диверсий: подпольные организации и группы продолжали свою работу.

На Псковском железнодорожном узле особенно активно действовала группа А.П.Авдеева. Подорвав котлы, бойцы партизанского отряда вывели из строя два паровоза на станции Псков, один из которых так и не смогли вернуть в строй.  Эта же группа повредила еще шесть паровозов, в результате чего они бездействовали от шести часов до двух суток. В январе 1944 года группа А.П.Авдеева вывела из строя более 14 паровозов, часть из которых потребовала капитального ремонта.

Значительное усиление охраны железнодорожных коммуникаций в тылу врага отрицательно повлияло на организацию работы партизан. Диверсионные группы сталкивались теперь с трудностями и несли большие потери. В этих условиях необходимо было найти новые формы борьбы, не дать гитлеровцам использовать дороги, снабжать свои войска боеприпасами, горючим, подвозить пополнение, перегруппировывать силы. Центральный штаб партизанского движения принял решение о массированном и по возможности одновременном выводе из строя рельсов на значительном протяжении, чтобы максимально затруднить врагу быстрое восстановление железнодорожных путей, в какой-то степени парализовать их охрану. Массовый вывод из строя рельсов вошел в историю под названием "Рельсовой войны" и стал одним из важных средств дезорганизации вражеских железнодорожных перевозок.

9 380 Разрушенный железнодорожный мост. 1941 год

Разрушенный железнодорожный мост. 1941 год

В соответствии с решением Центрального штаба партизанского движения, утвержденным Ставкой Верховного Главнокомандования Красной Армии, первая операция по массовому выводу из строя рельсов проводилась с 3 по 15 августа 1943 года в тылу двух групп армий – "Центр" и "Север". Но еще в ночь на 25 июля партизаны взорвали 822 рельса, железнодорожный мост и уничтожили около 2000 метров телеграфно-телефонной линии связи на участке Псков – Остров.

В период напряженных боев на Северо-Западном фронте, партизаны нанесли концентрированный удар по дорогам Псковского железнодорожного узла. Этот удар привел к полному прекращению железнодорожного движения в течение 8 суток. В ночь на 21 августа партизанами было взорвано около 3000 рельсов, 9 железнодорожных мостов, также диверсанты разгромили разъезды Кебь и Вешки, вырезали более 6 тыс. метров телеграфно-телефонной линии. В груду лома был превращен железнодорожный эшелон, состоящий из паровоз и 38 вагонов, подожжено 4 склада с боеприпасами, военным имуществом и продовольствием. Это был наиболее эффективный удар, нанесенный ленинградскими партизанами по железнодорожным коммуникациям в августе 1943 года.

Всего за август было подорвано свыше 11 тыс. рельсов, 20 железнодорожных мостов, уничтожено 34 километра телеграфно-телефонной связи, пущен под откос 21 вражеский поезд. Эшелоны противника, направлявшиеся к фронту, простаивали на станциях и разъездах, ожидая восстановления пути. В конце августа на станции Псков скопилось около 50 эшелонов. По ним нанесла удар советская авиация.

12 380 Немецкие полицейские. Паровоз серии 55.25-66 с номером 55-4160 находился в депо Пскова и Рославля. 1943 год

Немецкие полицейские. Паровоз серии 55.25-66 с номером 55-4160 находился в депо Пскова и Рославля. 1943 год

В ночь на 19 сентября в районе платформы Красноармейский Лагерь партизаны взорвали 1000 рельсов, уничтожили 2 километра телеграфно-телефонной связи и разгромили опорный пункт, прикрывавший этот участок дороги. Нормальное движение по Варшавской железной дороге между Псковом и Лугой было прервано с момента нападения на 29 часов. Для восстановления участков разрушенной дороги немецкое командование было вынуждено привозить рельсы из Пскова. Во второй половине сентября последовали и другие налеты на Варшавскую дорогу.

"Рельсовая война" не только увеличила перерывы в движении на железных дорогах, но и привела к еще большей нехватке у врага подвижного состава, особенно паровозов, обострила положение с рельсами, изготовление которых в условиях войны было связано с большими трудностями. В последующем много ресурсов у врага отнимала стыковка и сварка поврежденных рельсов.

После того, как в январе 1944 года войска Ленинградского и Волховского, а затем 2-го Прибалтийского (Северо-Западного) фронтов перешли в наступление, "рельсовая война" приобрела еще больший размах. За полтора месяца наступательных боев было устроено 136 крушений вражеских эшелонов, взорван 51 железнодорожный мост, более 58 тыс. рельсов, выведено из строя 15 железнодорожных станций и разъездов. Железнодорожные коммуникации врага оказались парализованными, и это явилось решающим условием, не позволившим врагу своевременно вводить оперативные резервы, что способствовало развитию советского наступления.

Войска 3-го Прибалтийского фронта 13 июля 1944 года перешли в наступление. В ходе упорных боев они прорвали сильную оборонительную линию противника под Псковом. Уже 22 июля советские войска освободили часть железнодорожной линии Псков – Петсери, а на следующий день – 23 июля – был освобожден Псков.

Железнодорожный узел Пскова восстанавливала 30 железнодорожная бригада, 37 и 38 отдельные железнодорожные батальоны, 43 отдельный восстановительно-путевой железнодорожный батальон. Через 10 суток после освобождения было обеспечено движение через станцию Псков. Уже 5 августа 1944 года из Ленинграда пришел первый эшелон со строительными материалами, а в начале сентября началось движение пассажирских поездов в Ленинград и Дно.

В результате трехмесячного наступления войск 3-го Прибалтийского фронта у врага была отвоевана крупная железнодорожная линия Псков – Рига протяженностью 310 километров. Летом и осенью 1944 года перед личным составом УВВР-6 стояли ответственные и сложные задачи. Продвигаясь за наступающими полевыми частями, воины-железнодорожники и работники спецформирований должны были в сжатые сроки восстановить железнодорожные участки Псков – Петсери – Валга, Валга – Иерики – Рига, Петсери – Тарту.

20 380 Разрушенный запасной путь в Пскове. 1944-1945 годы

Разрушенный запасной путь в Пскове. 1944–1945 годы

Подготовка к восстановлению велась по всем направлениям. Во взводах, ротах и батальонах личный состав обучался скоростным методам выполнения производственных операций, детально изучался опыт работы передовых воинов-восстановителей, из местных материалов изготавливался недостающий инструмент, а также элементы мостов, путевые скрепления, шпалы. В местных лесных массивах было заготовлено 5 700 кубометров круглого леса, 3 300 телеграфных столбов, 55 800 шпал. На одном из разъездов был построен завод, штамповавший накладки из подошвы рельсов. Таких накладок требовалось 15 тыс. штук, также к этому времени в мастерских батальонов руками солдат было сделано 16 тыс. путевых болтов.

Верхнее строение главного пути перегона Кебь – Псков и станционные пути узла Псков оккупанты эвакуировали, энергетическое и станочное оборудование депо и различных мастерских вывезли. На остальных участках шпалы, рельсы, мосты и другие сооружения были повреждены или полностью разрушены.

На восстановление направления Псков – Рига были направлены все батальоны 30-й железнодорожной бригады, ряд частей 11-й и 43-й бригад. Начальником работ назначили командира 30-й бригады полковника М.Л.Карнаухова, которые начинали работу сразу, как только полевые части освобождали от противника определенный участок железной дороги. Успех зависел от темпов восстановления не только пути, но и большого моста через реку Великая. Основные работы здесь начались 26 июля, а 3 августа полковник Карнаухов доложил начальнику УВВР, что мост восстановлен. 15 августа движение поездов было открыто до станции Петсери.

Воины-железнодорожники и работники спецформирований равнялись на передовиков. Так, например, рубщики рельсов Неронов, Рахотин, Ревуненко выполняли сменное задание на 375%; красноармеец Скрипник, работая на сверлении отверстий в рельсах, добился перевыполнения нормы на 410%; водитель автомобиля Бойцов на перевозке стройматериалов выполнял по два дневных задания. Таких мастеров своего дела были сотни.

Первый поезд в Ригу пришел 22 октября 1944 года. Личным составом УВВР-6 310-километровая линия Псков – Рига была восстановлена в заданный срок. На этой линии солдатами и работниками спецформирований выполнено 168 715 кубометров земляных работ, уложено 710 стрелочных переводов, восстановлено 93 искусственных сооружения, из них два больших моста через реки Великая и Югла, 11 пунктов водоснабжения и много других железнодорожных объектов. Было восстановлено пять железнодорожных узлов.

В апреле 1945 года через Псков открылось пассажирское движение по четырем направлениям.

Фотографии
6 380 Здание вокзала станции Псков. 1941-1942 годы 11 380 Дети-носильщики у здания вокзала станции Псков. Зима 1941-1942 годов.

Здание вокзала станции Псков. 1941–1942 годы

Дети-носильщики у здания вокзала станции Псков. Зима 1941–1942 годов

10 380 Довоенный указатель под дебаркадером вокзала станции Псков в годы оккупации 8 380На перроне вокзала станции Псков. 1941-1944 годы.

Довоенный указатель под дебаркадером вокзала станции Псков в годы оккупации

На перроне вокзала станции Псков. 1941–1944 годы

5 380 Вид путей станции Псков в сторону вокзала. 1941го 13 380 Разрушенный вокзал станции Псков

Вид путей станции Псков в сторону вокзала. 1941год

Разрушенный вокзал станции Псков

16 380 Разрушенное паровозное здание станции Псков. 1941-1945 годы 17 380 Разрушенное депо станции Псков.

Разрушенное паровозное здание станции Псков. 1941-1945 годы

18 380 Разрушенный поворотный круг на станции Псков 19 380 Поворотный круг на станции Псков после восстановления

Разрушенный поворотный круг на станции Псков

Поворотный круг на станции Псков после восстановления

15 380 Вокзал станции Псков в 1944 году. Вид со стороны привокзальной площади 14 380 Восстановленная трехэтажная часть вокзала станции Псков

Вокзал станции Псков в 1944 году. Вид со стороны привокзальной площади

Восстановленная трехэтажная часть вокзала станции Псков

22 380 Парад войск в Пскове. Май 1945 года 21 380 Парад войск перед праздничной трибуной в Пскове. Май 1945 года

Парад войск в Пскове. Май 1945 года

Парад войск перед праздничной трибуной в Пскове. Май 1945 года

380 Захоронение партизан-железнодорожников на Дмитриевском кладбище в Пскове 4 380 Захоронение партизан-железнодорожников на Дмитриевском кладбище в Пскове 2

Захоронение партизан-железнодорожников на Дмитриевском кладбище в Пскове

Вернуться на главную страницу

screenRenderTime=2