Железная дорога 1941-1945

Петрова (Воронова) Валентина Львовна (12.02.1925)

Петрова В.Л.Когда началась война, Валентине было всего 19 лет. Самая старшая в многодетной семье Вороновых, она уже работала телеграфисткой на железнодорожной станции небольшого карельского городка Кемь.

Уже на третий день войны вместо гражданского паспорта Валентине выдали военный билет (его она бережно хранит до сих пор) и отправили в Волховстрой, где в то время формировался штаб трех железных дорог – Кировской, Октябрьской и Северной. На клавишном аппарате Бодо она то принимала важные документы, то строчила под диктовку начальства срочный ответ.

Здание вокзала, где работала Валентина Петрова, как и любой стратегический объект, постоянно обстреливали. Порой его бомбили с воздуха до 150 самолетов в день. Одно из самых тяжелых и драматических воспоминаний связано у Валентины Львовны с Дорогой жизни – единственной коммуникацией, соединявшей осажденный город с Большой землей. По льду Ладоги в Ленинград поступала помощь со всей страны, а из Ленинграда в тыл эвакуировали изможденных голодом и холодом людей. Работу приходилось выполнять самую разную, в том числе участвовать в санитарной обработке детей перед их отправкой в тыл.

В январе 1943-го войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились, блокада была прорвана. По южному побережью Ладожского озера и решили проложить железнодорожный путь от станции Шлиссельбург до платформы Поляны на Волховстроевской линии. Под непрерывным огнем противника, несмотря на сильные морозы, 33-километровая трасса была построена в рекордно короткие сроки – всего за 18 дней!

Сегодня, когда словами "модернизация" или "инновации" не удивишь уже никого, представить себе работу "Живого светофора" очень непросто. Суть же "живой блокировки" состояла в том, что на протяжении всего пути на расстоянии полутора-двух километров друг от друга устанавливали специальные посты – столбы с телефонными аппаратами. И около каждого из них оборудовали "светофор" – фонарь с керосиновой лампой внутри и с красным и зеленым стеклами. Человек, который обслуживал пост, должен был поворачивать фонарь той или иной стороной навстречу подходящему поезду, а потом передавать по телефону на другой пост, что поезд прошел. Поскольку по своим функциям эти бойцы заменяли светофоры, их и назвали "Живыми светофорами".

Довелось Валентине Петровой пропустить и тот легендарный поезд, который 7 февраля 1943 года впервые после прорыва блокады прибыл в Ленинград с Большой земли.

Валентина Львовна,несмотря на возраст и болезни, по-прежнему энергична, активна и полна оптимизма.

Вернуться назад

screenRenderTime=1